Инвестиционные идеи на рынке искусства. Мысль № 3. Вложения в работы Николая Вечтомова
ARTinvestment.RU   02 сентября 2008

Очередная статья ARTinvestment.RU предлагает идеи для коллекционирования и вложения средств на арт-рынке. Публикация посвящена работам Николая Вечтомова

Почему Вечтомов? Творческое значение. Николай Вечтомов исторически принадлежит к числу первых имен в когорте признанных художников-шестидесятников. Его отнесение ко «второму русскому авангарду» убедительно практически по всем статьям: присутствие работ в главных собраниях, участие в этапных выставках неофициального искусства (клуб «Дружба» в 1967, павильон «Пчеловодство» на ВДНХ в 1975, «Другое искусство» в Третьяковской галерее в 1991), упоминания в литературе и научных публикациях, принадлежность к Лианозовской группе и даже включение в «список Гробмана» (есть те, для кого это особенно важно). Но, несмотря на все это, статус художника при его жизни так и не был конвертирован в оглушительный коммерческий успех. Конечно, его знали, ценили, любили. Но имя не гремело. Как будто бы отошло на второй план. А когда передовой отряд («великие», как их называют коллекционеры) представителей «другого искусства» стал регулярно ставить аукционные рекорды, Вечтомова среди них не было. Ни работ, ни показательных продаж, ни соответственно рекордов. Помню, что в 2006-м — начале 2007-го, еще при жизни художника, вопрос о цене работ Вечтомова вызывал у галеристов плохо скрываемую растерянность. Понятное дело: объективные ориентиры-то отсутствовали. Известен был разве что позитивный внешний фон — скачкообразный рост цен на произведения шестидесятников, характерные черты бума. А вот дальше приходилось преимущественно домысливать, работать на одних ощущениях и исключительно личном представлении о месте и роли Вечтомова в истории русского послевоенного искусства.

Что было известно о художнике? Имя Николая Евгеньевича Вечтомова (1923–2007) ассоциировалось с условной Лианозовской группой (членами которой были, в частности, Оскар Рабин, Владимир Немухин и др.). Условной — потому что, по легенде, сам термин «Лианозовская группа» измыслили в МОСХе, для убедительности, как обозначение преступного сообщества, когда придумывали формулировки для исключения из Союза художников Евгения Кропивницкого. Что еще? Фронтовик, партизан, герой войны, бежавший из плена и по счастливой случайности не попавший под каток послевоенных сталинских репрессий. Самобытный жанровый стиль художника не нашел пока единого устоявшегося определения. Говорят и о биоморфном сюрреализме, и о декоративном космизме, и о лирическом экспрессионизме, и о символьном абстракционизме, и даже об игре безнатурных структур и форм в пространстве. И все верно. И все точно.

Самобытные работы Вечтомова (реалистические пейзажи этюдного качества не в счет) очень узнаваемы. Настолько, что достаточно один раз увидеть — и больше почти не ошибаться, несмотря на всю причудливость и разнообразие используемых образов. Запоминающиеся формы в его композициях — «клинки», аморфные массы, неземные пейзажи, нередко сочетающиеся с фигуративными элементами (то змеем, то монастырем, то еще чем). Особенно хороши его яркие работы, с красочными контрастами до рези в глазах. В некоторых поздних вещах особенно чувствуется скрупулезность и ремесленная тщательность труда — аккуратная геометрия под линейку, ровно, словно пульверизатором, закрашенные плоскости. Не всем это нравится, в картинах зрители привыкли видеть больше спонтанного. Однако знатоки не видят в специфической ремесленной тщательности проблемы. Многим из них, наоборот, приятно иметь дело с вечтомовскими вещами, сделанными профессионально безупречно. Шестидесятники обычно предпочитали работать быстро и кропотливым подходом не злоупотребляли, поэтому особую любовь собирателей к работам Вечтомова не сложно понять.

Инвестиционный потенциал и прогноз ARTinvestment.RU. Вечтомов умер в апреле 2007 года. Скорее всего, совпадение, но почти сразу его работы хорошего качества появились на зарубежных торгах. Не много, но хоть что-то. По результатам первых продаж впервые стало можно говорить об объективных рыночных ценах в прошедшем сезоне — 25–60 тысяч долларов за масла и около 4–5 тысяч долларов за хорошую графику. Впрочем, нужно отдавать себе отчет, что, скорее всего, это только старт, фундамент для дальнейшего движения. Наблюдатели ожидают подъема цен на живопись Вечтомова класса выше среднего в диапазон 80–120 тысяч долларов. О высокой вероятности такого развития событий свидетельствует анализ коммерческих карьер других шестидесятников сопоставимого класса. Точно так же можно ожидать, что произойдет это не прямо сейчас. Вероятно, в предстоящем осеннем аукционном сезоне продавцы качественных работ, чувствуя потенциал, но боясь продешевить, будут осторожничать, выжидать. Это значит, что работ инвестиционного уровня в этом сезоне, по всей вероятности, появится не много и лишь на отметках около 50 тысяч фунтов (100 тысяч долларов). Так что ожидать можно затишья, потом нескольких показательно-хороших продаж, ценового скачка и — резкого увеличения предложения на высоких ценовых уровнях. И вот с этого момента, когда все более-менее определится, ежегодный ценовой рост на живописные работы Вечтомова, скорее всего, будет составлять обычные для сегмента послевоенного неофициального искусства 20–25 процентов в год.

Инвестиционные риски. Советы инвесторам. В период ценовой неопределенности (который до сих пор не завершился) естественным является риск переплатить за работу. Но, как мы знаем, риск этот не катастрофичный и вообще проблема из серии «время лечит». Шквала подделок под Вечтомова тоже пока не наблюдается, да и вряд ли он начнется: технически художника подделывать сложно, знатоков много, да и вообще есть более легкие способы отъема денег у населения. Для работ, которые появляются на аукционах, экспертный совет ARTinvestment.RU заблаговременно ставит индикаторы инвестиционного риска… Что же из рисков остается? Разве что ловушка магии имени. Дело в том, что статистически работ Вечтомова на рынке довольно много. Но тут, как говорится, «не все йогурты одинаково полезны». Посмотрите, что это за работы? Бесконечная Ока, Прилуки, многочисленные деревенские реалистические пейзажи этюдного размера 1960-х. Цена им — копейка в базарный день, точнее, примерно по две тысячи рублей за пейзаж в ценах внутрироссийских профильных аукционов. Инвестиционного потенциала в этих реалистических пейзажах нет. И существенной ценности тоже. Хотя по авторству все честно — Николай Вечтомов, тот самый. Иметь такую работу в собрании можно разве что для полноты представления — дескать, представляете, что этот пейзаж с Окой и эту биоморфную композицию нарисовал один и тот же художник?

Ценятся, как мы знаем, совершенно другие вещи Вечтомова — оригинальные, прогрессивные, запоминающиеся и неземные даже тогда, когда образы их будничны и понятны, в частности биоморфные абстракции, яркие картины с запоминающимися мотивами («клинки», инопланетные пейзажи и пр.). Обращайте внимание на сюжеты Вечтомова из 1970-х годов, к которым он возвращался на новом техническом уровне в 1990-х,  — это все ценные вещи. Не стоит обходить вниманием и яркую графику художника. В прошлом году почти метровую гуашь «Защита» (1972) из собрания Александра Глезера продали почти за 28 тысяч долларов. Случай, конечно, исключительный, ибо графика Вечтомова стоит гораздо дешевле и можно купить неплохую работу за 5 тысяч долларов.

Острый вопрос: а где, собственно, брать Вечтомова? На аукционах его работы ценного периода появляются редко и понемногу, и, как мы предположили, такая тенденция некоторое время продержится. Остаются галереи. Там встречается чаще. И рынок пока не «вымыт»: еще можно найти хорошие работы и не по ломовым ценам. Ценовой скачок только ожидается, и момент для инвестиций сейчас выгодный. А уж коли улыбнулась удача и вы встретили вещь выдающуюся, то, наверное, не стоит бояться даже переплатить. Все равно будет расти, никуда не денется. А работы наилучшего качества имеют свойство расти быстрее рынка.

Биография Николая Вечтомова на сайте ARTinvestment.RU.

Статистика аукционных продаж для работ Николая Вечтомова на сайте ARTinvestment.RU.

Какие статьи прочитать?

В. Калмыкова. Николай Вечтомов: порождающее пространство // Истина и жизнь. — 2006. — № 5.

В. Алексеев. Колина война, или Счастливая звезда партизана Вечтомова // Независимая газета. 29 апреля 2005.

В. Алексеев. Под сенью Космоса и «мессершмитов» // Новая газета. 10 мая 2007.

А. Панов. Умер художник Николай Вечтомов // Время новостей. 20 апреля 2007.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх