- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Инвестиционные идеи на рынке искусства. Мысль № 3. Вложения в работы Николая Вечтомова
ARTinvestment.RU 02 сентября 2008
Очередная статья ARTinvestment.RU предлагает идеи для коллекционирования и вложения средств на арт-рынке. Публикация посвящена работам Николая Вечтомова
Почему Вечтомов? Творческое значение. Николай Вечтомов исторически принадлежит к числу первых имен в когорте признанных художников-шестидесятников. Его отнесение ко «второму русскому авангарду» убедительно практически по всем статьям: присутствие работ в главных собраниях, участие в этапных выставках неофициального искусства (клуб «Дружба» в 1967, павильон «Пчеловодство» на ВДНХ в 1975, «Другое искусство» в Третьяковской галерее в 1991), упоминания в литературе и научных публикациях, принадлежность к Лианозовской группе и даже включение в «список Гробмана» (есть те, для кого это особенно важно). Но, несмотря на все это, статус художника при его жизни так и не был конвертирован в оглушительный коммерческий успех. Конечно, его знали, ценили, любили. Но имя не гремело. Как будто бы отошло на второй план. А когда передовой отряд («великие», как их называют коллекционеры) представителей «другого искусства» стал регулярно ставить аукционные рекорды, Вечтомова среди них не было. Ни работ, ни показательных продаж, ни соответственно рекордов. Помню, что в 2006-м — начале 2007-го, еще при жизни художника, вопрос о цене работ Вечтомова вызывал у галеристов плохо скрываемую растерянность. Понятное дело: объективные ориентиры-то отсутствовали. Известен был разве что позитивный внешний фон — скачкообразный рост цен на произведения шестидесятников, характерные черты бума. А вот дальше приходилось преимущественно домысливать, работать на одних ощущениях и исключительно личном представлении о месте и роли Вечтомова в истории русского послевоенного искусства.
Что было известно о художнике? Имя Николая Евгеньевича Вечтомова (1923–2007) ассоциировалось с условной Лианозовской группой (членами которой были, в частности, Оскар Рабин, Владимир Немухин и др.). Условной — потому что, по легенде, сам термин «Лианозовская группа» измыслили в МОСХе, для убедительности, как обозначение преступного сообщества, когда придумывали формулировки для исключения из Союза художников Евгения Кропивницкого. Что еще? Фронтовик, партизан, герой войны, бежавший из плена и по счастливой случайности не попавший под каток послевоенных сталинских репрессий. Самобытный жанровый стиль художника не нашел пока единого устоявшегося определения. Говорят и о биоморфном сюрреализме, и о декоративном космизме, и о лирическом экспрессионизме, и о символьном абстракционизме, и даже об игре безнатурных структур и форм в пространстве. И все верно. И все точно.
Самобытные работы Вечтомова (реалистические пейзажи этюдного качества не в счет) очень узнаваемы. Настолько, что достаточно один раз увидеть — и больше почти не ошибаться, несмотря на всю причудливость и разнообразие используемых образов. Запоминающиеся формы в его композициях — «клинки», аморфные массы, неземные пейзажи, нередко сочетающиеся с фигуративными элементами (то змеем, то монастырем, то еще чем). Особенно хороши его яркие работы, с красочными контрастами до рези в глазах. В некоторых поздних вещах особенно чувствуется скрупулезность и ремесленная тщательность труда — аккуратная геометрия под линейку, ровно, словно пульверизатором, закрашенные плоскости. Не всем это нравится, в картинах зрители привыкли видеть больше спонтанного. Однако знатоки не видят в специфической ремесленной тщательности проблемы. Многим из них, наоборот, приятно иметь дело с вечтомовскими вещами, сделанными профессионально безупречно. Шестидесятники обычно предпочитали работать быстро и кропотливым подходом не злоупотребляли, поэтому особую любовь собирателей к работам Вечтомова не сложно понять.
Инвестиционный потенциал и прогноз ARTinvestment.RU. Вечтомов умер в апреле 2007 года. Скорее всего, совпадение, но почти сразу его работы хорошего качества появились на зарубежных торгах. Не много, но хоть что-то. По результатам первых продаж впервые стало можно говорить об объективных рыночных ценах в прошедшем сезоне — 25–60 тысяч долларов за масла и около 4–5 тысяч долларов за хорошую графику. Впрочем, нужно отдавать себе отчет, что, скорее всего, это только старт, фундамент для дальнейшего движения. Наблюдатели ожидают подъема цен на живопись Вечтомова класса выше среднего в диапазон 80–120 тысяч долларов. О высокой вероятности такого развития событий свидетельствует анализ коммерческих карьер других шестидесятников сопоставимого класса. Точно так же можно ожидать, что произойдет это не прямо сейчас. Вероятно, в предстоящем осеннем аукционном сезоне продавцы качественных работ, чувствуя потенциал, но боясь продешевить, будут осторожничать, выжидать. Это значит, что работ инвестиционного уровня в этом сезоне, по всей вероятности, появится не много и лишь на отметках около 50 тысяч фунтов (100 тысяч долларов). Так что ожидать можно затишья, потом нескольких показательно-хороших продаж, ценового скачка и — резкого увеличения предложения на высоких ценовых уровнях. И вот с этого момента, когда все более-менее определится, ежегодный ценовой рост на живописные работы Вечтомова, скорее всего, будет составлять обычные для сегмента послевоенного неофициального искусства 20–25 процентов в год.
Инвестиционные риски. Советы инвесторам. В период ценовой неопределенности (который до сих пор не завершился) естественным является риск переплатить за работу. Но, как мы знаем, риск этот не катастрофичный и вообще проблема из серии «время лечит». Шквала подделок под Вечтомова тоже пока не наблюдается, да и вряд ли он начнется: технически художника подделывать сложно, знатоков много, да и вообще есть более легкие способы отъема денег у населения. Для работ, которые появляются на аукционах, экспертный совет ARTinvestment.RU заблаговременно ставит индикаторы инвестиционного риска… Что же из рисков остается? Разве что ловушка магии имени. Дело в том, что статистически работ Вечтомова на рынке довольно много. Но тут, как говорится, «не все йогурты одинаково полезны». Посмотрите, что это за работы? Бесконечная Ока, Прилуки, многочисленные деревенские реалистические пейзажи этюдного размера 1960-х. Цена им — копейка в базарный день, точнее, примерно по две тысячи рублей за пейзаж в ценах внутрироссийских профильных аукционов. Инвестиционного потенциала в этих реалистических пейзажах нет. И существенной ценности тоже. Хотя по авторству все честно — Николай Вечтомов, тот самый. Иметь такую работу в собрании можно разве что для полноты представления — дескать, представляете, что этот пейзаж с Окой и эту биоморфную композицию нарисовал один и тот же художник?
Ценятся, как мы знаем, совершенно другие вещи Вечтомова — оригинальные, прогрессивные, запоминающиеся и неземные даже тогда, когда образы их будничны и понятны, в частности биоморфные абстракции, яркие картины с запоминающимися мотивами («клинки», инопланетные пейзажи и пр.). Обращайте внимание на сюжеты Вечтомова из 1970-х годов, к которым он возвращался на новом техническом уровне в 1990-х, — это все ценные вещи. Не стоит обходить вниманием и яркую графику художника. В прошлом году почти метровую гуашь «Защита» (1972) из собрания Александра Глезера продали почти за 28 тысяч долларов. Случай, конечно, исключительный, ибо графика Вечтомова стоит гораздо дешевле и можно купить неплохую работу за 5 тысяч долларов.
Острый вопрос: а где, собственно, брать Вечтомова? На аукционах его работы ценного периода появляются редко и понемногу, и, как мы предположили, такая тенденция некоторое время продержится. Остаются галереи. Там встречается чаще. И рынок пока не «вымыт»: еще можно найти хорошие работы и не по ломовым ценам. Ценовой скачок только ожидается, и момент для инвестиций сейчас выгодный. А уж коли улыбнулась удача и вы встретили вещь выдающуюся, то, наверное, не стоит бояться даже переплатить. Все равно будет расти, никуда не денется. А работы наилучшего качества имеют свойство расти быстрее рынка.
Биография Николая Вечтомова на сайте ARTinvestment.RU.
Статистика аукционных продаж для работ Николая Вечтомова на сайте ARTinvestment.RU.
Какие статьи прочитать?
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20080902_investment_in_the_work_vechtomova.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20080902_investment_in_the_work_vechtomova.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей