По следам «русской недели» в Лондоне
ARTinvestment.RU   17 декабря 2014

Большое видится на расстояньи... По первому впечатлению, про такие итоги «русской недели» хочется поскорее забыть. По прошествии же некоторого времени острота восприятия заметно притупляется, и можно попробовать разобраться, что же это такое было

Большое видится на расстояньи... «Русская неделя» в Лондоне прошла в двадцатых числах ноября. Прогнозов было много — от уверенных продаж до уверенных неудач. Когда всё закончилось, то, по первому впечатлению, про итоги «русской недели» хотелось поскорее забыть. По прошествии же некоторого времени острота восприятия заметно притупилась, и теперь можно попробовать разобраться, что же это такое было.

Мы прогнозировали, что будет нечто подобное, но рады бы были ошибиться. Отчеты из Лондона шли один разгромнее другого. Создавалось впечатление, что не покупали ничего. Тем не менее финальный подсчет показал, что цифры ухода по каждому из прошедших аукционов расположились в диапазоне 35–60 %. Для Лондона, конечно, слабо, но по меркам нашего арт-рынка нормально. Правда, немалую долю этих продаж составили предметы ДПИ, а чистые цифры изобразительного искусства будут процентов на 10–15 скромнее.

Например, на аукционе живописи Sotheby’s Important Russian Art 24 ноября продали лишь 12 из 37 лотов каталога (32,4 %). Топ-лотом стало полотно Б. М. Кустодиева «Бахчисарай» (лот 16), предварительно оцененное в 1 200 000–1 800 000 фунтов и проданное за 1 258 500 фунтов (здесь и далее аукционные результаты приведены с учетом комиссии аукциона). Второй результат этих торгов ожидаемо показала «Лежащая обнаженная» З. Е. Серебряковой (лот 23): картина ушла с торгов по нижнему эстимейту, за 698 500 фунтов (это с комиссией аукциона, но все равно на 60 тысяч дороже, чем мы предполагали). Еще один интересный результат: яркая, красивая работа «Женщина у окна» Павла Челищева (лот 19), предварительно оцененная экспертами аукционного дома в 200 000–300 000 фунтов, закончила торги на отметке 362 500 фунтов. За очень неплохую цену в 602 500 фунтов ушло масло «В пути» кисти Георгия Нисского. Мы думали, что за него будет торговаться Ананьев в интересах Института Русского Реалистического искусства и цена будет в два раза дороже. Но не сбылось. В отличие от красивейшей «Над снегами» эту вещь купили не в Институт и в пределах эстимейта.

Sotheby’s Russian Paintings 25 ноября в смысле денег оказался скромнее, однако по проданным лотам выглядел вполне на уровне: 65 проданных из 118 лотов аукциона (55 %) принесли организаторам чуть менее 3 000 000 фунтов, в среднем чуть больше 45 000 фунтов за лот. Среди непроданных осталось несколько неплохих (и относительно недорогих, от 250 тысяч долларов за метровое масло) Айвазовских. Мы так и думали: в ноябре выставлялось какое-то невозможное количество Айвазовских. Топ-лотом Sotheby’s Russian Paintings 25 ноября стало полотно «Три бабы» Филиппа Малявина (лот 114), ушедшее за 434 500 фунтов. Интересное и недорогое (эстимейт 40 000–60 000 фунтов) масло Ивана Шишкина «Пейзаж. Мерикюль» (лот 108) ушло с торгом и значительным превышением старта за 104 500 фунтов. Что и понятно: на хорошие вещи по хорошей цене претенденты найдутся в любой ситуации.

Торги Sotheby’s Contemporary East 25 ноября, каталог которых был адресован в первую очередь покупателям с небольшим бюджетом, порадовали результатами Олега Васильева, чьи «Сумерки» (лот 356) были проданы за 182 500 фунтов (7-е место в истории аукционных продаж художника и самая большая цена молотка начиная с пикового 2008 года), и Георгия Гурьянова: за его «Прыжок в воду» новый владелец отдал  122 500 фунтов (3-й аукционный результат художника). Всего на этих торгах было продано 48,5 % (или 33 из 68) лотов на общую сумму 1 104 875 фунтов.

Самой дорогой вещью на Christie’s Important Russian Art 24 ноября стал портрет Марии Цетлин кисти В. А. Серова, написанный в 1910 году. Можно долго спорить, насколько эта продажа связана с художественными достоинствами картины. Часть сотрудников AI уверены, что главную роль сыграли не достоинства вещи, а драматизм истории с израильским музеем. Но факт остается фактом: предварительно оцененное в 1,5–2,5 миллиона фунтов, полотно ушло с молотка за рекордную для произведений художника сумму 9 266 500 фунтов (14 511 339 долларов). Портрет Александра Тихонова кисти Юрия Анненкова (лот 38), выставлявшийся с эстимейтом 2,5–4,5 миллиона фунтов, ушел в пределах эстимейта, за 4 002 500 фунтов. Каждая предыдущая продажа этого портрета удивляла суммой сделки и обновляла ценовой рейтинг автора. Но на общем ценовом фоне Анненкова нынешний эстимейт выглядел сильно завышенным и дал основание уверенно предположить, что портрет останется непроданным. С этими двумя прогнозами мы сильно ошиблись, так как рациональные доводы — хоть и по разным причинам — тут не работали.

На еще два потенциальных лота-миллионника — почти метровый пейзаж Исаака Левитана (лот 55) и «Расею» Бориса Григорьева (лот 34) — претендентов, к сожалению, не нашлось. «Летний день» Левитана обещал многое: имя, масло, размер, сюжет, упоминание ГТГ и недавняя триумфальная выставка в ней — всё правильное. Неудача нас поначалу здорово удивила, однако по зрелом размышлении для нее нашлись возможные (точно никто не скажет: может, звезды не так сошлись) и вполне убедительные причины, которые можно найти в нашей публикации «Рынок искусства для поколения Z». О «Расее» Григорьева мы так и думали: уж больно мрачная вещь.

Топ-лотом раздела ДПИ ожидаемо стали «Васильки» работы Фаберже (лот 215), ушедший по верхней границе эстимейта, за 314 500 фунтов.

Всего в рамках Christie’s Important Russian Art с молотка ушло 240 из 423 лотов каталога (56,7 %) на общую сумму 20 177 425 фунтов (что, кстати, почти на 22 % больше суммы продаж ноября 2013 года — 16,8 миллиона фунтов).

На Bonhams The Russian Sale 26 ноября самым дорогим лотом ожидаемо стало широко рекламируемое до начала торгов полотно Александра Яковлева «Ложа в пекинском театре»: выставленное на торги с эстимейтом 500 000–700 000 фунтов, оно было продано за 302 500 фунтов.

Помимо Яковлева, организаторы торгов явно делали ставку на внушительный стринг из 11 работ Николая Рериха, чья картина «Труды Богородицы» год назад была продана на том же Bonhams за рекордные 7 000 000 фунтов. Однако в этот раз с молотка ушло всего одно (и не самое дорогое) полотно художника — пейзаж «Ущелье Бабу» из серии «Кулу» (лот 28), покупателю оно досталось за 22 500 фунтов.

На фоне почти полной неудачи работ Рериха (подобные наши ожидания мы не стали публиковать — ну, чтобы не «каркать»), вполне успешным выглядит стринг из пяти марин Айвазовского, в котором было продано два лота. Самым дорогим стало среднеформатное полотно 1860 года «Корабли на закате» (лот 19), за которое заплатили почти втрое больше старта — 182 500 фунтов с учетом комиссии.

Пейзаж «На яхте. Вечером» Георгия Нисского (лот 18) и «Натюрморт с фруктами» Давида Штеренберга (лот 59) покупателей не нашли. Что оставило нас в недоумении. Мы и тогда считали, что эти вещи продадутся на ура, и сейчас, когда эмоции уже улеглись, не можем найти объяснения произошедшему.

Всего на «Русских торгах» аукционный дом Bonhams продал 43,6 % (79 из 181) лотов на общую сумму более 1,7 миллиона фунтов.

В этом году в «Русскую неделю» в Лондоне помимо аукционов с многолетней (многовековой) историей включились и новички. В частности, 25 ноября состоялись торги Metaphysics, аукционного дома Maxim Boxer, чья специализация — послевоенное и современное русское искусство. Каталог составили 59 лотов, а имена их создателей, как шестидесятников, так и «актуальщиков», сделали бы честь любому аукциону неофициального и постсоветского искусства: Илья Табенкин, Оскар Рабин, Борис Свешников, Владимир Яковлев, Игорь Макаревич, Игорь Шелковский, Франциско Инфанте, Александр Ней, Пахом (Сергей Пахомов), Аня Жёлудь и др.

В ходе торгов было распродано 67,7% (40 из 59) лотов на общую сумму 71 350 фунтов. Это очень уверенный результат, учитывая довольно узкую направленность подборки аукциона и то, что особо дорогих предметов в каталоге не было: лоты разошлись в диапазоне от 248 (фотография Владислава Ефимова, лот 34) до 14 880 фунтов (рисунок Кузьмы Петрова-Водкина «Они идут», лот 21).

Среднеразмерный овальный холст с узнаваемым «пиноккио» «Lingamania» Игоря Макаревича (лот 22) купили за 2 976 фунтов (мы думали, что будет дороже). «Цветок» Владимира Яковлева (лот 18) был продан за 3 720 фунтов.

Хорошо, за 1 860 и 3 100 фунтов соответственно, ушли новые, 2014 года, контррельефы «Город» Игоря Шелковского (лоты 29 и 30) — чуть дешевле, чем мы предсказывали. Кроме того, полностью разошлись стринги работ Пахома и Анны Желудь, скульптуры Александра Нея и многое другое.

Общие выводы? Да все ж понятно. Нервные результаты вполне соответствуют общей нервозности момента. Что же касается неуспеха русской классики, то мы считаем, что в обозримой перспективе нам следует ожидать сильного снижения цен на вторые имена не из-за текущей конъюнктуры, а по фундаментальным причинам.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20141217_russian_week.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20141217_russian_week.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх