Art Investment

Итоги первой половины 2010 года. Прогнозы на ноябрь — декабрь 2010

Мировой рынок искусства восстанавливается. Динамика этого процесса не может не радовать специалистов. Драйверами рынка выступают очень состоятельные покупатели шедевров и активность азиатских богачей. Для русского искусства тоже есть положительные сигналы

За первое полугодие 2010 мировой оборот аукционного рынка произведений искусства превысил 2,9 миллиарда евро. Огромная заслуга в этом принадлежит двум недосягаемым лидерам рынка — Sotheby’s и Christie’s. Аукционные гиганты сообщили об увеличении полугодовой выручки на 67 и 140 % соответственно (по сравнению с первой половиной 2009 года).

Причин столь быстрого восстановления рынка две: коллекционеры и инвесторы покупали работы в верхнем ценовом сегменте и возросла активность покупателей из Азии.

В 2010 году на торгах появилось значительное число вещей высочайшего уровня, встреченных с огромным энтузиазмом; были зафиксированы даже девятизначные результаты. 169 произведений искусства были проданы за суммы свыше 1 миллиона фунтов (каждое). Только прошедшие на Christie’s 23 июня вечерние торги «Искусство импрессионизма и модернизма» принесли 152 миллиона фунтов стерлингов (226 миллионов долларов). Интересно, что суммарный результат торгов являет собой самый высокий показатель для аукциона искусства в Великобритании: 8 работ было продано свыше 5 миллионов фунтов, 31 работа перешагнула рубеж в 1 миллион фунтов. Рекорд аукциона принадлежит работе «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» кисти Пабло Пикассо, ушедшей с молотка за 34,8 миллиона фунтов (51,6 миллиона долларов).

Джованна Бертазони, директор департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s, Лондон, прокомментировала результаты следующими словами: «Покупатели со всего мира сегодня бились за лоты, тем самым показав готовность покупать редкие и уникальные произведения искусства».

Если говорить о главном конкуренте Christie’s, то на Sotheby’s продажи импрессионистов и современного искусства возросли на 188 %, до 684 миллионов долларов. Например, прошедшие 22 июня вечерние торги в этом сегменте принесли 112 миллионов фунтов (165 миллионов долларов), при этом три работы ушли с молотка за сумму более 10 миллионов фунтов, что стало первым подобным результатом для аукционов, проводимых в Лондоне. В торгах приняли участие коллекционеры из 13 стран. Более половины лотов ушли в пределах эстимейтов. Средняя стоимость лота составила 3,2 миллиона фунтов.

Вторую по величине прибыль за всю историю существования аукционного дома зафиксировал в первой половине 2010 года Sotheby’s. В немалой степени это заслуга трех продаж:

  • Андре Дерен «Деревья в Коллиуре» из коллекции Амбруаза Воллара, 24 миллиона долларов;
  • Анри Матисс «Одалиски играют в шашки», 17,4 миллиона долларов;
  • «Современный Рим — Кампо Ваччино» Уильяма Тёрнера, 44,9 миллона долларов (ценовой рекорд для художника).

Арт-рынок продолжает набирать обороты после кризиса, это стало понятно еще после крупнейшей ярмарки искусства Tefaf Maastricht, прошедшей в марте 2010, на которую было привезено произведений искусства более чем на 2,7 миллиарда долларов.

О состоянии рынка в первой половине 2010 года свидетельствуют и индексы покупательской активности (см. рис.). В этот период в среднем по всем сегментам было продано 67–68 % лотов, при этом в разделах импрессионизма и модернизма, современного искусства и русского искусства количество проданных лотов составило 74, 74–76 и 65–68 % соответственно. Резкий рост покупательской активности был отмечен осенью прошлого года, что объясняется завершением кризисного периода главным образом на зарубежном арт-рынке. В первой половине 2010 индексы покупательской активности стабилизировались (и даже показали небольшой прирост) на заметно более высоком по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровне. Стабильно высокий уровень покупательской активности, учитывая, что приведенные цифры — это средние значения в рамках соответствующих сегментов, свидетельствует о возвращении рынка к рабочему состоянию, без провалов и ажиотажа.

По данным агентства artprice.com, сегодня в Америке легче продать работу стоимостью 100 и более тысяч долларов, чем произведение в ценовой категории «до 10 тысяч». На пике кризиса, когда рынку было далеко до прошлых лет, непроданными оставались около 38 % сверхдорогих лотов, в 2010-м же количество неудавшихся сделок с работами дороже 100 тысяч снизилось до 27 %. А в сегменте работ, оцененных в миллион и более, некупленных вещей было всего 20 %.

Удивительно, но кризис не затронул арт-рынок Китая, сумма продаж которого за первые 6 месяцев этого года достигла 322 миллиона евро, что на сто с лишним миллионов больше, чем доход за первое полугодие 2007-го (212 миллионов). Во второй части 2009 года Китай удивил всех, совершив сделок на 384,4 миллиона евро, обогнав по этому показателю и Францию, и Великобританию и уступив на одну треть Соединенным Штатам. Эксперты давно считают азиатский рынок одним из наиболее быстрорастущих и перспективных. В списке крупнейших аукционных домов третье и четвертое места занимают титаны рынка Поднебесной — Poly и China Guardian. Пять из пятнадцати наиболее успешных аукционных домов в мире базируются в Поднебесной. По сравнению с первым полугодием 2009 года в аукционной столице Азии, Гонконге, аукционный оборот увеличился на 158 %. За успех Гонконга во многом ответственны дома Christie’s и Sotheby’s, открывшие там свои отделения. Результаты продаж аукционного дома Christies на территории Азии и Ближнего Востока составили 215,7 миллиона фунтов (323,6 миллиона фунтов), увеличив показатели на 134 % (в фунтах) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самым главным итогом первого полугодия на азиатском рынке стал его стремительный рост, серьезно превосходящий все остальные сегменты мирового искусства. Высоковероятно, что инвестиции в искусство Азии станут одними из самых доходных в ближайшие несколько лет.

Русские торги

Результаты Русских торгов Christie’s и Sothebys’ в Лондоне в июне, включая секцию русских книг, показали уверенный рост по всем направлениям. В Русской неделе Christie’s принимали участие представители более 20 стран мира, а число покупателей по телефону стало рекордным для летних Русских торгов. Все это говорит об устойчивости арт-рынка и подтверждают высокий уровень международного спроса на значимые произведения искусства.

Топ-лотом русской недели в июне покупатели путем упорной борьбы «выбрали» полотно Кузьмы Петрова-Водкина «Вася», которое нигде не выставлялось с 1932 года. Привлекшее огромное внимание еще во время предаукционного показа, оно было продано за 1,8 миллиона долларов.

С восстановлением рынка увеличилось и предложение, которое стало богаче и интереснее. Покупательская аудитория продолжила набирать обороты, существенно возрос показатель по количеству международных покупателей на торгах. По оценкам аукционных домов, серьезно возросло количество покупателей с Ближнего Востока. Сегмент русского искусства продолжает привлекать новых покупателей из этого региона.

Вечерние торги Sotheby’s, состоявшиеся 7 июня 2010 года, принесли 15 миллионов долларов (10,4 миллиона фунтов фунтов), превысив верхний предпродажный эстимейт. При этом объем торгов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 81,4 %. Топ-лотами вечера стали работа Александра Яковлева «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо», ушедшая за 2,5 миллиона фунтов (3,6 миллиона долларов), втрое превысив предаукционные ожидания, и редкая работа Юрия Анненкова «Портрет Зиновия Гржебина», проданная за 1,7 миллиона фунтов (2,5 миллиона долларов) Среди других лотов, заслуживающих внимания в тот вечер, хотелось бы отметить произведения И. Шишкина, С. Виноградова и Ю. Пименова, нашедшие покупателей за 1,2, 0,6 и 0,4 миллиона фунтов соответственно.

Подводя итоги первой половины 2010 года, можно, безусловно, говорить о положительных тенденциях, уверенном росте и стремительном восстановлении рынка. Скептики могут привести контраргумент — мол, галерейный сегмент чувствует себя совсем не так хорошо, как раньше. Но этому есть простое объяснение: как и в предыдущие периоды, аукционный рынок живет гораздо лучше, чем галерейный. Это связано с широкой рекламной компанией аукционных домов и сложившимися у покупателей стереотипами. Да, Антикварный салон в начале 2010 года прошел не слишком успешно, но, по словам крупнейших галеристов, положение весной стало гораздо лучше и времени на отдых не было.

В целом в мире покупатели активизировались. Лучше стал продаваться сегмент работ стоимостью выше миллиона долларов, но и в разделе работ стоимостью до 100 тысяч долларов наблюдался стабильный спрос, и было заключено много сделок.

В будущем высоко вероятен рост сегмента работ от 100 тысяч до 1 миллиона долларов: сделки на десятки миллионов долларов уже перестали быть редкостью, а покупателей, способных позволить себе такие вложения, становится все меньше. В ближайший год внимание рынка переключится с первоклассных работ художников мирового уровня на их графические работы, на произведения их единомышленников и последователей. Скорее всего, мы станем свидетелями новых ценовых рекордов для художников, которые были в тени своих более известных товарищей.

Целесообразно присмотреться к работам азиатских художников, так как бум на них только начался и еще можно успеть снять сливки. Но инвестиции в работы русских художников первой половины ХХ века или менее известных представителей фовистов или экспрессионистов могут оказаться не менее успешными. Современное искусство, зарекомендовавшее себя в кризис не лучшим образом, тоже восстанавливается стремительными темпами, но опять же остается уделом венчурных инвесторов и людей с хорошим чутьем. Показательными событиями на арт-рынке во второй половине 2010 года станут аукционы в ноябре — декабре, а делать первые выводы для рынка русского искусства нам предстоит уже через пару дней, по итогам XXIX Российского Антикварного Салона.

Источник: artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20101030__itogi_prognoz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20101030__itogi_prognoz.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».