1926–2008
Художник театра, специалист в области архитектурного и театрального освещения, живописец.
Окончил с отличием два вуза: Московский энергетический институт (МЭИ) в 1949 году и через год — театрально-постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Начинал работать во МХАТе.
С 1951 года творчество Александра Матвеева связано с Центральным театром Советской Армии, где он оформил более двадцати спектаклей. Художник сотрудничал со многими выдающимися режиссерами: А. Поповым, Б. Львовым-Анохиным, Д. Тункелем, А. Шатриным, С. Колосовым. Среди исполнителей, работавших с Александром Борисовичем, такие знаменитые артисты, как Л. Касаткина, В. Зельдин, Н. Сазонова, В. Сошальский, Л. Голубкина и многие другие.
«Горные просторы «Стрекозы» и замкнутость русского купеческого быта в «Не было ни гроша…», прозрачный реализм «Фабричной девчонки» и деловитость интерьеров «Моей семьи» составили славу не только театру Армии, но и всему русскому театру, недаром их долгая сценическая жизнь согревала и радовала тысячи зрителей, недаром более 800 раз покоряло зрительный зал мрачное великолепие «Юстины»«, — писали коллеги Матвеева в адресе к его 80-летию.
Уже в 1950-е Матвеев начал участвовать в выставках художников театра и кино, проводимых Всероссийским театральным обществом и Союзом художников, его имя нередко встречается в их каталогах.
Именно на сцене театра Советской Армии, которая имеет очень большие размеры, что создает дополнительные сложности для творческого коллектива, Матвеев смог применить свои технические знания. Например, в спектаклях он использовал мощные авиационные прожекторы, которые были трансформированы для театра. Необходимо было создать специальные устройства, чтобы четкое пятно света было только на сцене, не создавая в зале рассеянного освещения. В начале 1960-х этого никто не делал, ведь в то время не было приборов с усложненной оптикой, которые могли бы давать нужный эффект. Матвеев смог этого добиться. Позже Александр Борисович выступал как проектировщик при оборудовании малой сцены театра.
Кроме того Матвеев сотрудничал с Московским Художественным, Малым театром, театрами Сатиры, Оперетты, Киевским Государственным русским драматическим театром имени Леси Украинки. На этих прославленных сценах в его оформлении вышло более сорока постановок, которые неизменно пользовались успехом и у простых зрителей, и у профессиональных критиков.
Матвеев много лет преподавал в МЭИ, он автор уникального учебного курса эстетики освещения.
Мастер работал как живописец и акварелист. В архиве художника сохранилось много этюдов, которые он писал с натуры летом, во время отдыха. В основном это пейзажи с видами Крыма, Кавказа, средней полосы России и Карелии.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе