1889–1963
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Сара, Пессати
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график
Училась на медицинском, затем — философском факультетах Бернского университета (около 1904 — 1906). Художественное образование получила в Петербурге в Школе С. С. Егорнова (1906–1907), Школе Е. Н. Званцевой (1908–1910) у Л. С. Бакста, М. В. Добужинского, К. С. Петрова-Водкина; в Париже у М. Бланш и Ш. Герена (1910–1911), осваивала технику офорта под руководством Е. С. Кругликовой. Готовилась к поступлению в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (планы реализованы не были).
В 1910-е жила в Петербурге, Москве, Париже; с 1919 — в Петрограде (Ленинграде). Была замужем за философом И. Ш. Розенфельдом (1905–1906, официально разведены около 1910), в 1907–1914 — гражданская жена А. Н. Толстого (ей посвящен ряд его стихотворений); во второй половине 1910-х — соратница и возлюбленная В. Е. Татлина, с 1921 — замужем за немецким архитектором-коммунистом Г. Пессати. Была близко знакома с М. З. Шагалом, Е. С. Кругликовой, С. Ю. Судейкиным, Н. Н. Сапуновым, М. С. Сарьяном, Н. Д. Милиоти, Г. Б. Якуловым, А. В. Лентуловым, М. А. Волошиным, К. В. Кандауровым и другими видными представителями художественной жизни Москвы и Петербурга 1910-х.
В 1910-е писала преимущественно натюрморты; с середины 1910-х выполняла абстрактные рельефы (стекло, сталь, масло), коллажи, абстрактные и полуабстрактные живописные композиции. В 1917 вместе с А. М. Родченко и Н. А. Удальцовой создала росписи петроградского кафе «Питтореск» (по эскизам Г. Б. Якулова). Участвовала в создании «Памятника III Интернационалу» В. Е. Татлина (1920). С 1920-х выполняла агитационные плакаты в технике живописи на стекле («Мир хижинам — война дворцам», «Основа РСФСР — Труд», «Пролетарии все стран соединяйтесь!», все — между 1919 и 1921). С 1930-х создавала тематические композиции, пейзажи, портреты; много работала в технике акварели. Автор живописных работ: «Аквариум» (1915), «Цирк (фактурная задача)» (1921), «Работница-агитатор» (1931), «Председатель сельсовета Дарья Прохорова» (1934), «Председатель II съезда колхозников-ударников Е. С. Фёдорова» (1935–1938), «Садовод колхоза “Возрождение” В. Коновалова» (1936), «Жить стало легче, жить стало веселее» (конец 1930-х), «Натюрморт. Весна» (1950).
После Октябрьской революции вместе с В. Е. Татлиным участвовала в организации московской коллегии по делам ИЗО при Наркомпросе; с апреля 1918 — секретарь отдела ИЗО Наркомпроса, член Всероссийского выставочного отделения при Наркомпросе, заведующая издательской секцией по делам искусства отдела ИЗО Наркомпроса (1920-е). Член редакционной коллегии журнала «Интернационал искусства» (1919; выпущен единственный номер). Участвовала в создании Музея художественной культуры в Петрограде (1921). Заместитель заведующего секцией живописи Всерабиса (Всероссийского союза работников искусств; конец 1920-х). Заведовала художественными отделами журналов «Работница» и «Крестьянка» (1925–1935).
С начала 1910 — участница выставок (по всей видимости, 6-я выставка журнала «Аполлон» — выставка работ учеников и учениц Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, 1910, Санкт-Петербург). Участвовала в выставках объединений: «Мир искусства» (1912, 1913, 1915, 1917), «Бубновый валет» (1913) в Москве и Петербурге. Член объединений: «Свобода искусству» (1917), «Искусство, Революция» (1917; учредитель), «На революцию» (1917; учредитель). Экспонировала свои работы на выставках: живописи 1915 года (1915), «Магазин» (1916) в Москве; «Объединение новых течений в искусстве» (1922), картин петроградских художников всех направлений (1923), «Женщина в социалистическом строительстве» (1934), 1-й выставке ленинградских художников (1935), осенних выставках ленинградских художников (1936, 1956, 1958, 1959) в Петрограде (Ленинграде); XIV международной выставке искусств в Венеции (1924) и других. Член ЛОССХ (с 1932).
В качестве помощника-ассистента В. Е. Татлина преподавала во 2-х Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918).
Автор воспоминаний об А. Н. Толстом (опубликованы: М., 1982).
Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Российском государственном архиве литературы и искусства и других.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе