Art Investment

Художники и цены

БИОГРАФИЯ

СЕРОВ Валентин Александрович

19 января 1865 (Санкт-Петербург) — 5 декабря 1911 (Москва)

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.

Родился в семье известного композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой. В 1872, после смерти отца, переехал с матерью в Мюнхен, где в 1873–1874 брал уроки рисования у художника Р. Кеппинга. В 1874–1875 занимался у И. Е. Репина в Париже. Летом 1875 возвратился в Россию, жил в имении С. И. Мамонтова в Абрамцево. Осенью того же года переехал в Петербург, учился в гимназии К. И. Мая. В 1876–1877 жил в Киеве, посещал местную гимназию и рисовальную школу, где продолжил художественное образование под руководством Н. И. Мурашко.

В 1878 снова переселился в Москву, возобновил занятия с Репиным. Летом 1880 сопровождал его в поездке по Запорожью и Крыму. Осенью 1880 поступил в ИАХ, до 1882 был вольнослушателем. Параллельно учился в мастерской П. П. Чистякова (1880–1884). В 1883–1884 занимался акварелью совместно с В. Д. Дервизом и М. А. Врубелем. В 1885 за этюд с натуры награжден малой серебряной медалью. В том же году покинул Академию, не окончив курса. Путешествовал с Кеппингом по Голландии и Бельгии, осваивая под его руководством технику офорта. С 1886 на протяжении многих лет летние месяцы работал в Домотканово — имении Дервиза.

С 1886 (до 1900) принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств. С 1887 посещал рисовальные вечера в доме В. Д. Поленова. В 1887 вместе с И. С. Остроуховым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми посетил Италию. В 1888 за портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками»), а в 1890 за портрет А. Мазини получил первые премии на конкурсах Московского общества любителей художеств. С 1890 экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, с 1894 — член Товарищества.

С начала 1890-х работал в гончарной мастерской Абрамцево, где по его эскизам был изготовлен ряд произведений, в частности вазы «Летящий Демон» и «Черт, вылезающий из корчаги». В 1894 по заданию Мамонтова вместе с К. А. Коровиным совершил поездку на Север: в Ярославль, Вологду, Архангельск, по Северной Двине и Сухоне, Белому и Норвежскому морям. В 1897 путешествовал по Германии, посетил Мюнхен, Берлин, Гамбург. Впоследствии почти каждый год ездил в Европу.

В 1896 принял участие в выставке мюнхенского Сецессиона, в 1898 избран его членом. Примерно в том же время состоялось знакомство Серова с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. В 1898 начал преподавать в МУЖВиЗ (до 1909). В 1899 организовал в Училище портретно-жанровую мастерскую, которую с 1901 вел вместе с Коровиным.

В 1898 принял участие в «Выставке русских и финляндских художников», организованной Дягилевым. Оформил постановку «Юдифи» А. Н. Серова для Частной оперы Мамонтова. Получил звание академика (1898). С 1899 — член и экспонент «Мира искусства» (до 1911). Член Совета Третьяковской галереи (с 1899). Преподавал в частных школах А. А. Хотяинцевой в Москве и Е. Н. Званцевой в Петербурге. В 1900 участвовал во Всемирной выставке в Париже, был удостоен Большой почетной медали за портрет великого князя Павла Александровича. С 1901 проводил летние месяцы на собственной даче в Ино (Финляндия). С 1903 экспонировал свои произведения на выставках Союза русских художников. В 1903 избран действительным членом ИАХ, в 1905 вышел из Академии в знак протеста против расстрела рабочей демонстрации.

Много занимался книжной графикой, создал иллюстрации к юбилейным изданиям М. Ю. Лермонтова (1891) и А. С. Пушкина (1899), книге Н. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (начало 1900-х), «Басням» И. А. Крылова (1896–1911). В 1905 сотрудничал с журналами «Жупел» и «Жало». В 1906 экспонировал свои работы на выставках русского искусства в Париже и Берлине. С 1907 — член объединения «Свободная эстетика».

В 1908 участвовал в выставке венского Сецессиона. В 1909 и 1910 посетил Париж, где встретился с А. Матиссом. Выполнил афиши (1909) и занавес к балету «Шахерезада» (1911) для Русских сезонов Дягилева в Париже и Лондоне. В 1911 на Международной художественной выставке в Риме работы Серова экспонировались в отдельном зале. В 1911 выполнил эскизы росписей особняка Носовых в Москве.

Искусство Серова менее чем за три десятилетия прошло путь от передвижнического реализма и импрессионизма до модерна. Блестящий живописец и рисовальщик, он имел репутацию одного из лучших портретистов своего времени и буквально был завален заказами. Живопись была основным приложением сил художника, но творчество Серова никогда не ограничивалось только ею. Будучи увлекающейся натурой, он стремился освоить различные материалы и техники: пробовал себя в керамике, работал пастелью, занимался гравюрой, создав ряд прекрасных офортов, которым в 1980 была посвящена отдельная выставка в Государственном Русском музее.

Мемориальные выставки произведений Серова были организованы в 1914 в Петербурге и Москве. Ретроспективы творчества художника прошли в 1935, 1952, 1958, 1991, 2015 в Государственной Третьяковской галерее; в 1935, 1959, 1990 — в Государственном Русском музее, в 2004–2005 — в галерее «Дом Нащокина» в Москве.

Работы мастера находятся в музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8,8+ тыс

Зарегистрированных пользователей на аукционе

34+ тыс

Записей в базе

16+ тыс

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».