Неизвестный известный Серж Иванов (1893–1983)
История происхождения ранних картин С.П.Иванова
В 2022 году собрание Государственной Третьяковской галереи пополнилось картинами Сергея Петровича Иванова (1893–1983). История происхождения их не уникальна, но всё же необычна и, что бывает нечасто, со счастливым концом.
В 1922 году, в год отъезда из России, Сергей Петрович Иванов оставил сестрам в Петербурге некоторые рисунки, небольшие картины и вал, зашитый в мешковину. Все это чудом сохранилось, пережив войну и блокаду. С 1968 года все имущество брата хранила его сестра Екатерина Петровна Иванова. Ее дочь Ирина Иванова после смерти матери получила в наследство в том числе загадочный тяжёлый предмет, зашитый в мешковину. Поставленный за шкаф, он так и оставался там нетронутым долгое время. Владелица подозревала, что там могут быть работы дяди, но даже просто вынуть трехметровый тяжелый предмет из-за мебели ей было не под силу.
Ирина Александровна работала с моим отцом, и о ее знаменитом дяде я слышала ещё в годы учёбы в Петербурге. Тогда она мне рассказала историю его жизни в России и отъезда в Париж. Несколько лет назад мы вновь увиделись, и тема загадочного большого свёртка в разговоре была затронута. Было известно, что он хранится с 1922 года, и конечно, понятно, что там могут быть работы. Я удивилась, что картины до сих пор никто не открывал, и предложила свою профессиональную помощь. Сразу это сделать было невозможно. Надо было подготовиться и сделать это с опытным реставратором, учитывая условия хранения и возможные проблемы с сохранностью вещей при вскрытии. Нашим планам помешал ковид, и еще на полтора года эта процедура затянулась. В ноябре 2021 года мы с одним из лучших реставраторов Третьяковской галереи приехали в Петербург.
Почти сразу стало понятно, что тяжелый предмет в мешковине — это вал. Он был зашит и упакован очень основательно. Вал освободили от мешковины, сняли следующий слой ткани и первые большие холсты, которые мы раскатали, оказались… пустыми. Они лишь были загрунтованы. Мы были готовы к любому исходу, но после тонкого слоя провощённой кальки появилась первая работа с изображением обнажённой женщины. Вслед за ней постепенно мы освободили еще девять картин, которые из-за больших размеров еле поместились в небольшой комнате старой питерской квартиры. В итоге на валу осталась картина, которая уже не могла уместиться для разворота, ее удалось посмотреть лишь частично. Это была, как потом оказалось, большая дипломная работа художника.
Удивительно, но все работы были в достаточно хорошей сохранности, красочный слой нигде не утрачен. Будучи профессионально закатаны на вал по всем академическим правилам, лицевой стороной наверх, все проложены калькой, они были максимально защищены от риска возникновения механического кракелюра. Вещи пережили перепады температуры в смену сезонов, войну и блокаду, потопы, механические воздействия при перемещении.
Как сотрудники музея, с учётом мнения квалифицированного реставратора, мы перевезли все работы (накатав их снова на вал) в Москву, по решению владелицы они были натянуты на подрамники и приведены в порядок. В 2022 году три из найденных работ вошли в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.
Приобретение в музей картин Сержа Иванова, написанных им в 1922 году, помогло заполнить лакуну в корпусе ранних работ талантливого соотечественника в мировых музейных коллекциях и добавило новое имя в собрание произведений живописи начала XX века Третьяковской галереи. Работы, в числе других экспонатов, будут показаны на российских и зарубежных выставках.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20230303_SPIvanof_picture.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20230303_SPIvanof_picture.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.