Дмитрий Краснопевцев — Святослав Рихтер. Выставка «Порядочные люди в стране беспорядка»
13 октября в рамках фестиваля «Рихтеровские встречи» откроется обширная выставка избранных произведений Дмитрия Краснопевцева. В экспозицию вошли материалы, рассказывающие о многолетней дружбе Д. М. Краснопевцева и С. Т. Рихтера
13 октября в рамках фестиваля «Рихтеровские встречи» Библиотека искусств имени А. П. Боголюбова откроет выставку «Дмитрий Краснопевцев — Святослав Рихтер. “Порядочные люди в стране беспорядка”». Для Дмитрия Краснопевцева (1925–1995) эта выставка станет юбилейной, она приурочена к 90-летию со дня рождения художника.
На выставке будет представлена ретроспекция избранных произведений, позволяющих проследить творческий путь автора и основные вехи его развития. В экспозицию выставки также включены материалы, раскрывающие многолетнюю дружбу Дмитрия Краснопевцева с выдающимся музыкантом Святославом Рихтером (1915–1997). В частности, гостям выставки будут представлены фрагменты переписки Рихтера и Краснопевцева из архивов семьи Краснопевцевых и семьи Смирновых-Стеценко, фотографии известного фотографа Игоря Пальмина.
Основу экспозиции составляют знаковые работы Краснопевцева из частных собраний московских коллекционеров Марка Курцера, Михаила Алшибая, Татьяны и Александра Романовых, Наталии Опалевой, Сергея Александрова и других. Часть произведений будет демонстрироваться впервые. Почетным гостем открытия станет президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Александровна Антонова.
Ниже предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи Татьяны Николаевской о творчестве Дмитрия Краснопевцева.
«Дмитрий Краснопевцев — мастер метафизического натюрморта. На протяжении нескольких десятилетий он с удивительным постоянством создавал композиции с артефактами прошлого. Художественное осмысление и интерпретация времени в самом высоком, философско-теологическом смысле проходит сквозным лейтмотивом в творчестве мастера. Образный ряд его композиций составляют предметы, утратившие свое первоначальное значение и списанные за ненадобностью цивилизацией: фрагменты античной керамики, древние амфоры, глиняные и медные кувшины, стеклянные сосуды, многое другое.
Историю “жизни и смерти” изображаемых предметов художник переживает как драму. “Время уничтожает медленно и красиво, человек — быстро, грубо и страшно”, — записывает он в дневнике. Извлекая эти предметы из полного забвения, своей личной сопричастностью к их драме художник возвращает им утраченные смыслы былой красоты. “Красота — это гармония, порядок, тишина”, — повторяет художник. — “Красота не столько свойство самого предмета, сколько результат нашей любви к нему”.
Казалось, на стартовом рубеже биография Дмитрия Краснопевцева складывалась вполне благополучно: занятия в детской изостудии, учеба в художественном училище, а затем и в Суриковском институте, в мастерской талантливого педагога-офортиста М. А. Доброва. Однако общая атмосфера в главной “кузнице кадров” советских художников никак не способствовала дальнейшему развитию его творческой индивидуальности. Горькое разочарование оставило после себя и участие Краснопевцева в двух выставках молодежной секции Московского союза художников в середине 1950‑х годов. Его глубокая укорененность в традициях русской духовной культуры, его эстетические принципы и уж тем более сама тематика творчества резко диссонировали как с программными установками официального искусства, так и с активностью всплеска неформальной художественной жизни в период хрущевской “оттепели”.
Художник сознательно выбрал для себя путь затворника, предпочитая работать в тишине своей московской квартиры, в окружении старинных фолиантов и коллекции редких минералов, доставшихся ему от деда. Значительным событием в его жизни и в творческой биографии оказалось знакомство с выдающимся российским музыкантом Святославом Рихтером на рубеже 1950–60-х годов. Задолго до “Декабрьских вечеров” в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в квартире Рихтера собирался круг талантливых исполнителей для совместного музицирования. Показанные в 1962 году на одном из таких вечеров камерные произведения Дмитрия Краснопевцева, как нельзя кстати, оказались созвучны с творческой атмосферой в доме музыканта. Рихтер был не только тонким ценителем изобразительного искусства, но и сам в свободное от концертов время с увлечением занимался живописью.
В свое время сознательно исключив себя из официальной жизни своего профессионального сообщества, Дмитрий Краснопевцев тем не менее несколько раз соглашался принять участие в выставках художников-нонконформистов в стране и за рубежом. Как утверждают некоторые, согласился скорее по настоянию жены. Однако наиболее важной вехой в своей творческой биографии художник, безусловно, считал свою большую программную выставку, состоявшуюся в доме Святослава Рихтера в 1975 году. В 1994 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылся Музей личных коллекций, где были представлены живописные и графические произведения Дмитрия Краснопевцева из коллекции его друга Святослава Рихтера. А после ухода из жизни художника в 1995 году его вдова передала в Музей личных коллекций более семисот памятников, в том числе картины, мемориальную обстановку его мастерской и коллекцию редкостей.
Так в едином музейном пространстве навсегда соединились две творческие судьбы, две яркие индивидуальности, прожившие свою жизнь, будучи “порядочными людьми в стране беспорядка”».
Кураторы выставки — Сергей Александров и Анна Тулина.
Выставка начнет свою работу 13 октября и продлится до 7 ноября по адресу: Москва, Сущевская улица, 14. Часы работы: пн. — сб., 12:00–19:00. Вход свободный.
Источник: пресс-релиз выставки «Дмитрий Краснопевцев — Святослав Рихтер. “Порядочные люди в стране беспорядка”»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20151005_krasnopevtsev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20151005_krasnopevtsev.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.