Ретроспектива Андрея Бартенева в ММСИ
В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре 30 сентября открывается выставка работ Андрея Бартенева за последние 25 лет
Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу Андрея Бартенева — художника синтеза, соединяющего в своем творчестве — и по-своему олицетворяющего — изобразительное искусство, перформанс, театр, танец и музыку. Выставка в двух корпусах музея на Гоголевском бульваре представит творчество Бартенева за последние 25 лет. Работа над материалами для экспозиции продолжалась более года — на июль и август один из корпусов музея стал открытой мастерской художника, где посетители могли следить за подготовкой и реставрацией работ к выставке.
Награжденный еще в 1990-е годы эпитетами «человек-перформанс» и «мастер инсталляций», Бартенев исследует мир через контрасты цветов и объемов, фактур и поверхностей, через активную игру с материалами и формами. Кураторы выставки на Гоголевском предпримут попытку разобраться в сложной вселенной художника. В основу экспозиционного решения легла диалектическая составляющая его творчества. С помощью белого и изумрудного цветов классический особняк XIX века поделен на две условные части — Север и Юг: противостояние холода и тепла. Свое пространственное воплощение получило и разделение работ на два крупных хронологических периода.
Левое крыло музея посвящено 1990-м — эпохе становления современного искусства в новой России и расцвету художника — непосредственного участника этого процесса. Колоссальная коллекция произведений Бартенева за этот период обретет новую жизнь и впервые будет доступна широкой аудитории. Одним из центральных в этой части экспозиции является проект «Снежная королева» (1993) — авангардная интерпретация сказки Андерсена, выставлявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, а затем в Royal Festival Hall и Victoria & Albert Museum в Лондоне. Именно она и ее создатель в 1994 году стали героями первого номера легендарного журнала «Птюч», ознаменовав проникновение российского современного искусства на страницы глянцевых изданий. Другая показательная для того времени работа, «Ботанический балет» (1992) вдохновлена воспоминаниями художника о детстве в заполярном Норильске с его контрастом черной ночи и белого снега. В этот раздел также войдет масштабный видеоархив с документацией более 50 перформансов художника.
Правое крыло заняли крупные инсталляции и кинетические скульптуры 2000-х, каждой из которых отведен целый зал: светодиодная скульптура «Электрические инопланетяне» (2004), инсталляция «Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts» (2007), которая участвовала в выставке в Русском павильоне на 52-й Венецианской Биеннале, и звуковая скульптура «Скажи: я люблю тебя» (2005) из коллекции Московского музея современного искусства. К сожалению, многие из важнейших работ художника создавались как временные и прожили совсем недолго — им будет посвящен отдельный зал. Специально к выставке Андрей Бартенев восстановил работу «The SunPool» (2009), созданную для Фонда Виллема де Кунинга и впоследствии вошедшую в коллекцию режиссера Роберта Уилсона, а также инсталляцию «Люби меня». Отдельный зал займет новая скульптура «Облепиха» из стали и сотен керамических шаров, также созданная специально для выставки в Музее.
Вслед за русскими футуристами Андрей Бартенев создает в своих работах абсурдные, причудливые и провокационные карнавальные фантасмагории. Костюмы Бартенева и его декорации к перформансам сравнивают с проектами Сергея Дягилева и Всеволода Мейерхольда. Еще одним источником вдохновения для художника, все творчество которого так или иначе связано со скульптурой, стало кинетическое искусство. Кажущаяся спонтанность, сумбурность и красочность работ у Бартенева сочетается с четко выстроенной внутренней динамикой: за хаосом маскарада всегда стоит продуманный спектакль. Объединяющим элементом на выставке в Музее становится движение — вращающиеся, мерцающие, звучащие предметы превращают музейное пространство в единый механизм под управлением Андрея Бартенева.
Готовящийся в рамках выставки специальный проект «Андрея Бартенев. Фабрика» будет посвящен влиянию Андрея Бартенева на поколение молодых российских художников и иллюстраторов. В 2007–2009 годах в Московском музее современного искусства проходил организованный Бартеневым ежегодный фестиваль иллюстрации, где он также выступал куратором. В последние восемь лет художник преподает в различных институциях Европы и Америки. Проект под кураторством одной из учениц художника, Саши Фроловой — это не столько оммаж учителю, сколько попытка продемонстрировать многообразие художественного языка в работах его студентов. Среди участников выставки — Ксения Перетрухина, Яков Каждан, Саша Фролова, Гоша Рубчинский, Дарья Марчик, Якоб Оредссон (Швеция), Йон Р. Скулберг (Норвегия).
К ретроспективной выставке Андрея Бартенева будет приурочена публикация первого масштабного издания, посвященного творчеству художника. В книгу войдут ранее не печатавшиеся части фотоархива Андрея Бартенева, а также многочисленные публикации о нем из различных изданий — от американской газеты The New York Times до российских журналов «Птюч» и «Ом» — и другие архивные материалы. Специально для издания новые тексты о художнике напишут художественный критик Сергей Хачатуров и культуролог Алексей Масляев.
Открытие выставки приурочено к 50-летию Андрея Бартенева и продолжает серию специальных проектов юбилейного для Московского музея современного искусства года.
Еще один приуроченный к юбилею художника проект — «И зазвенел цветогривый вихрь» (10–31 октября, 2015) — откроется в пространстве генерального партнера выставки Фонда RuArts — галерее RuArts в 1-м Зачатьевском переулке. На выставке будут представлены пастели, основная часть которых создана Андреем Бартеневым в середине 1990-х.
Источник: пресс-релиз ММСИ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150929_bartenev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150929_bartenev.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.