«Дада и сюрреализм из собрания Музея Израиля» в Эрмитаже
В Главном штабе показывают живописные произведения, скульптуру, коллаж, фотографии художников XX столетия, не представленные в собрании Эрмитажа. Особый интерес вызывают работы Марселя Дюшана, Ман Рея, Рене Магритта, Жана Миро
В Главном штабе в рамках 250-летия Эрмитажа открылась выставка «Дада и сюрреализм из собрания Музея Израиля», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Музеем Израиля (Иерусалим) при поддержке Фонда Эрмитажа в Израиле. На экспозиции показаны живописные произведения, скульптура, коллажи, фотографии художников XX столетия, не представленные в собрании Эрмитажа. Особый интерес вызывают работы Марселя Дюшана, Ман Рея, Рене Магритта, Жоана Миро. Влияние дадаизма и сюрреализма на мир искусства было весьма продолжительным, поэтому в состав экспозиции вошли и более поздние работы — произведения Джозефа Корнелла, Брассая и Александра Колдера.
Выставка дает представление о дада и сюрреализме как об универсальных интеллектуальных и идеологических движениях, сломавших границы, заново определивших бытие и способы мировосприятия. Представители этих течений бросили вызов традициям, применив новаторские материалы и подходы, изменившие язык искусства. В рамках выставки продемонстрированы ключевые составляющие этих направлений: неожиданные сопоставления образов, автоматизм в его развитии, метаморфозы и фантастические пейзажи.
Дадаизм, порожденный на свет трагедией Первой мировой войны, возник в 1916 году в Цюрихе, а затем стремительно распространился на Берлин, Ганновер, Кёльн, Нью-Йорк и Париж. С точки зрения дадаистов, война окончательно подтвердила несостоятельность рационализма и буржуазной культуры конца XIX века. Начало движению положили антивоенные выступления в Цюрихе, в «Кабаре Вольтер». В манифесте дада 1918 года румынский поэт Тристан Тцара утверждает, что детское, но наводящее на размышления слово «дада» (dada во французском языке — «детская лошадка на палочке»), наугад взятое из французско-немецкого словаря, на самом деле не означает ровным счетом ничего. Намереваясь сломать общепринятые принципы и разрушить традиционный язык искусства, дадаисты обращались к радикальным идеям и способам художественного выражения. Коллаж, ассамбляж, монтаж, реди-мейды, фильмы и выступления дадаистов расценивались как нигилистическое антиискусство.
Сюрреализм, зародившийся в Париже после 1919 года из дадаистского «брожения», — воплощенная революция духа и поиск новой реальности. Руководствуясь наблюдениями Зигмунда Фрейда в области бессознательного, сюрреализм в манифесте 1924 года наделил голосом иррациональным и творческим силам, таящиеся в человеческой натуре.
Случайность, автоматизм, биоморфные формы, сновидения и манипуляции с обыденными предметами являются отличительными чертами работ таких непохожих друг на друга художников, как Андре Бретон, Макс Эрнст, Жоан Миро, Рене Магритт, Сальвадор Дали, и многих других.
Хотя с момента появления этих основополагающих течений минули десятилетия, творческий потенциал, критика и ирония, свойственные дадаизму и сюрреализму, все еще способны обретать новые формы, шокировать и провоцировать публику. Использование находок разного рода и реди-мейдов при создании дадаистских и сюрреалистических коллажей и объектов разрушало границы между искусством и жизнью. Привычные вещи, представленные в неожиданных сопоставлениях, интригуют и дезориентируют зрителя. Это позволяет высвободить поэтический потенциал предметов, в результате появляется объект сновидений, «извлеченный из неизведанных глубин подсознания».
Дадаизм использовал стремительное развитие радио, кинематографа, промышленного производства и иллюстрированной печати. Членами международной группы дадаистов можно назвать Курта Швиттерса, Ханну Хёх, Макса Эрнста, Марселя Янко, Мана Рэя и Марселя Дюшана, некоторые из них позже стали сюрреалистами. Их методы включали в себя приобретение, редактирование и компоновку готовых объектов, текстов и печатных изображений. Случайность и ироничность стали их главным оружием.
Реди-мейды были вызовом произведениям искусства, созданным художниками в классической манере, а также собственно понятию самовыражения. Эстетизация обычных вещей (расчески, сушилки для бутылок, вешалки), выставлявшихся без каких-либо изменений, поставила под вопрос трансформацию объекта при экспонировании в музеях и галереях. Отныне именно идея, стоящая за экспонатом, становилась актом созидания, что предвосхищало концептуальное искусство конца XX века. Дадаисты сознательно минимизировали ценность оригинального предмета искусства, равно как и значение труда, мастерства художника.
Радикальные творения Дюшана появились еще до войны, независимо от дада. Андре Бретон называл его реди-мейды предшественниками сюрреалистического объекта. Они стали визуальными аналогами мощных поэтических метафор, встречающихся в ключевых текстах сюрреализма.
Коллажи и объекты и позже вдохновляли мастеров (таких, например, как Джозеф Корнелл) и превратились в основную форму современного искусства, став источником для развития инсталляций, дизайна, привязанного к конкретному месту, а также рекламы.
Биоморфизм в искусстве — тенденция изображать странные органические формы, вызывающие смутные ассоциации с природными объектами. Человеческое тело, растительный мир, водные пространства и звездное небо вдохновляли мастеров на создание картин, рельефов и скульптур. Жан (Ханс) Арп, Ив Танги и Рауль Юбак — каждый из них работал в собственном характерном стиле, на грани между фигуративным и абстрактным искусством — создали свой язык «биоморфов».
Сюрреалисты возвеличивали магию и трансформационный процесс преобразования форм и скрещивания. Этот процесс в творчестве Пикассо оказал влияние на сюрреалистов 1920-х годов. Он стал одновременно сюжетом и техникой фигуративных картин Леоноры Каррингтон, равно как и более абстрактных автоматических работ Андре Массона. Преобразование форм подтверждало способность человеческого воображения выходить за рамки реальности, разумности и отправляться навстречу непостижимому. Культура и мифология американских индейцев и жителей Океании послужили для сюрреалистов образцом неограниченной выразительности и источником сюжетов трансформации людей и растений. Макс Эрнст, проявлявший интерес к экзотическим культурам, алхимии и сверхъестественным явлениям, считал, что художник должен вернуться к свойственной мифологическому сознанию духовной гармонии с природой, которая была утрачена по мере распространения христианства, западного рационализма и развития технологий.
Кураторы выставки «Дада и сюрреализм из собрания Музея Израиля» — д-р Адина Камиен-Каждан, куратор отдела искусства XX века Музея Израиля, Иерусалим, и М. О. Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2014), который предваряет вступительное слово М. Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа, Джеймса С. Снайдера, директора Музея Израиля, и Амира Г. Каибири, президента Фонда Эрмитажа в Израиле. Авторы статей — д-р Адина Камиен-Каждан, д-р Вернер Шпис, д-р Дон Эйдс, Музей Израиля.
Музей Израиля
Музей Израиля является крупнейшим культурным учреждением государства Израиль и одним из ведущих музеев археологии и искусства в мире. Основанный в 1965 году Музей обладает энциклопедической коллекцией — от экспонатов доисторических времен до современного искусства. Эта многогранная коллекция представлена отделом искусств Бецалель, отделом археологии имени Бронфмана, отделом еврейской культуры и искусства и Детским отделом имени Рут. Благодаря помощи и поддержке спонсоров всего мира всего за сорок лет своего существования музей стал обладателем около 500 000 экспонатов и превратился вo всемирно признанный и неисчерпаемый источник культурных ценностей для Израиля, Ближнего Востока и всего мира.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20141210_dada.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20141210_dada.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.