«Инвенции» Пауля Клее в Музее современного искусства Сан-Франциско
На выставке «Социальные существа» гравюры великого швейцарского художника экспонируются по соседству с произведениями его современников — Макса Бекманна, Эрнста Людвига Кирхнера, Кэте Кольвиц и Георга Гроса
Музей современного искусства Сан-Франциско (SF MOMA) обладает внушительным собранием графики великого швейцарского художника, родоначальника экспрессионизма Пауля Клее (Paul Klee). Эту коллекцию подарил музею выдающийся химик Карл Джерасси (Carl Djerassi). Произведениям Клее в музее отведено отдельное помещение, где нередко проходят тематические выставки, которые помогают лучше понять творчество художника, его современников и последователей. Например, прошлой осенью в SF MOMA можно было увидеть «Педагогические эскизы» Клее, которые он сделал при подготовке своего теоретического курса в школе Баухауз. А в 2007 году в «комнате Клее» была устроена выставка «Абстрактные ритмы», где наряду с рисунками художника экспонировались творения его большого поклонника — молодого музыканта Девендры Банхарта (Devendra Banhart).
Сейчас в SF MOMA открыта экспозиция под названием «Пауль Клее: Социальные существа». На ней можно увидеть ранние произведения художника, в частности гравюры из серии Inventionen («Инвенции»). Эти работы были созданы в 1903–1905 годах, после того как Клее съездил в Италию и познакомился там с искусством эпохи Ренессанса.
При взгляде на гротескных персонажей «Инвенций» сразу возникают ассоциации с мистическим творчеством художников-символистов. Например, «Девушка на дереве» напоминает известное полотно Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) «Злые матери», на котором изображена женщина, наказанная за сладострастие. На картине Сегантини дерево выступает в роли инструмента пыток: длинные волосы измученной героини запутались в его ветвях, она не может освободиться и испытывает страшную боль. Гравюра Клее тоже рассказывает нам о сладострастии, но девушка на ней вовсе не мучается — она полулежит на ветвях дерева и, как хищная птица, высматривает себе очередную жертву. Образ «роковой женщины» присутствует в других произведениях из серии «Инвенции», в частности в гравюре «Женщина и зверь». Эта работа представляет аллегорию женской чувственности, которая пробуждает в мужчинах животные инстинкты. Использование образа femme fatale роднит раннее творчество Клее с произведениями его учителя, немецкого мастера ар-нуво Франца фон Штука (Franz von Stuck).
Двуликий персонаж работы «Комик» заставляет вспомнить о гротескных физиономиях на картинах Джеймса Энсора (James Ensor). А странная фигура на гравюре «Однокрылый герой», похожая одновременно на птицу и изувеченную временем греческую статую, напоминает о фантастических существах, населяющих мрачные гравюры Одилона Редона (Odilon Redon). Самым логичным для зрителя выходом было бы определить загадочных персонажей Клее в символистский бестиарий, но организаторы выставки в SF MOMA поместили работы из серии «Инвенции» в контекст, который позволяет взглянуть на них совершенно с другой стороны, — а именно, как на сатиру и социальную критику.
В «комнате Клее» гравюры швейцарского художника «окружены» работами его современников, сюжеты которых на первый взгляд не имеют ничего общего с фантастическим миром «Инвенций». По соседству с «Девушкой на дереве» и «Однокрылым героем» экспонируются произведения на тему разгульной городской жизни, выполненные главными обличителями пороков немецкого общества Георгом Гросом (George Grosz) и Максом Бекманном (Max Beckmann). Эти художники прославились необычайно жесткими и бескомпромиссными картинами с изображением сцен насилия, однако их работы, представленные на выставке, лишены всякого страха — они скорее ироничны. Рядом с ними можно увидеть одну из «уличных сцен» певца берлинского декаданса Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner). С произведениями на тему города резко контрастирует работа художницы Кэте Кольвиц (Käthe Kollwitz), на которой изображены измученные голодные бедняки. В этом контексте гравюры Клее воспринимаются как иллюстрации к сюрреалистическому контрасту между изображениями бездумных развлечений и непереносимых страданий. Нечеловеческая натура этого контраста подчеркивается включением в выставку его акварели «Концерт партий», на которой «властители дум» — лидеры политических партий — представлены в образе хищных зверей. Работа была выполнена в 1907 году и предназначалась для сатирического журнала Der Grüne Heinrich. По духу эта акварель близка к «Инвенциям», главным вдохновителем для которых, по словам художника, стала графика Юлиуса Дица (Julius Diez), видного представителя немецкого модерна. Диц известен главным образом благодаря своим иллюстрациям на мифологические темы, но он также рисовал карикатуры для журнала Jugend, которыми молодой Клее очень восхищался. В свое время он даже мечтал о карьере иллюстратора для Jugend или сатирического журнала Simplissimus. Нельзя сказать, что сатира Клее, продемонстрированная им в серии «Инвенции», преследовала те же цели, что и сатира Бекманна или Гроса, но диалог их работ, который мы можем наблюдать на выставке «Социальные существа», дает повод задуматься о неочевидных параллелях в творчестве этих выдающихся представителей немецкого экспрессионизма.
Выставка Пауля Клее в SF MOMA продлится до 12 июля.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090418_paul_klee_inventions.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090418_paul_klee_inventions.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.