Art Investment

Художники и цены

«Ближе к телу. Русский костюм в фотографиях XIX — XXI вв.»

Сегодня в галерее «На Солянке» в рамках Международного фотофестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» открывается выставка «Ближе к телу. Русский костюм в фотографиях XIX — XXI вв.».

Одежда — «вторая кожа» человека, повседневная необходимость, произведение искусства, проекция идентичности, политическое оружие, магазинный товар, средство соблазна, фотографический объект…

Одежда народная, народный костюм — любопытнейший исторический феномен, живущий по своей логике, имеющий своеобычную конструкцию и палитру, «омузеенный» и хранимый, реконструируемый и зафиксированный в миллионах фотографий. Этот проект — фотографический дайджест народного русского костюма от этнографической фотографии до современного искусства.

Русский традиционный костюм начал складываться в XII – XIII веках, и вплоть до начала XVIII века его носили цари и князья, бояре и купцы, ремесленники и крестьяне. Женский силуэт в традиционной культуре вплоть до середины ХХ века формировали прямоугольный поневный (южнорусский) и треугольно-трапециевидный сарафанный (северорусский) комплексы. Мужской костюм и в южной, и в северной России был гораздо однотипнее и скромнее женского: рубаху-косоворотку подвязывали поясом «под пузом» и выпускали поверх нешироких, заправленных в сапоги штанов-портов. Сами формы костюма (пропорции, цветовая гамма) естественным образом соответствовали определенному антропологическому типу: русоволосые и светлоглазые северянки в праздничном костюме предпочитали пастельную гамму и вытянутые формы, темноволосые и темноглазые южане оперировали контрастной черно-бело-красной палитрой.

С приходом к власти Петра I наступает время «политической цензуры» костюма: специальным указом 1700 года в России вводится городской костюм по западноевропейскому образцу. Екатерина II продолжает следить за костюмом своих подданных, но именно при ее правлении впервые возникает «мода на русское». Согласно придворному этикету (1782), в некоторые торжественные дни дамы обязаны были являться ко двору в «русском платье» — сарафане на корсаже и юбке.

Следующая волна «моды на русское» была связана с Отечественной войной 1812 года: тогда в Европе стали носить красные и синие русские сарафаны с ампирной (завышенной) талией. Николай I вводит (1834) новое придворное платье, дополненное кокошником, а при Александре III у высших воинских чинов появляется униформа с элементами «русского» кроя.

Во второй половине XIX — начале XX века в крупных российских городах получил распространение костюм в т. н. «псевдорусском стиле», состоявший из платья или юбки с кофтой, декорированных вместо вышивок ручной работы тесьмой и кружевами фабричного производства. Весь наряд дополнялся лентами, бусами, платками и прочими аксессуарами, отсылающими к народной крестьянской одежде. В богатых семьях кормилицы и нянюшки носили кокошник и сарафан, ставшие их «профессиональным» костюмом, своего рода униформой.

С самого начала своего появления в России в середине XIX века фотография становится одним из самых эффективных способов документирования народной жизни и основой создания многочисленных распространяемых по всему миру открыток и альбомов с т. н. «русскими типами», бытовыми и жанровыми сценками, портретами крестьян в национальных костюмах.

Русский костюм, травмированный политическими реформами, был реанимирован русским искусством: перестав быть исторической реальностью, он становится культурным символом. Сюжеты на народные темы — Пушкина и Бажова, Островского и Шолохова, становятся классическими — разыгрываются в театрах, экранизируются кинематографом. «Типы» становятся типажами, «актеров в ролях» в костюмах Врубеля и Билибина снимают ведущие фотографические ателье страны… В XX веке фотогеничнейший народный костюм визуализируется кинематографом: исторические фильмы, фильмы-сказки, комедии... На киностудиях составляются огромные альбомы кинопроб, массовыми тиражами расходятся журналы, открытки, плакаты, афиши.

Советская самодеятельность и эстрада, используя «народные» мотивы и темы, порой доводила их до китча. Китч этот разоблачается и выворачивается наизнанку в современном искусстве, где русский народный костюм становится атрибутом перформансов и инсталляций.

Фотография, «помня» о Венецианове и Васнецове, повторяя позы и жесты, найденные живописцами и графиками, возвращает свой долг: с фотографических карточек пишут картины, рисуют акварели, делают иллюстрации. Фотография, экспериментируя с палитрой, светом и оптикой, обыгрывая сюжеты и подбирая модели, создает собственную оригинальную «картину мира», предлагает свой взгляд на реальность.

Специально к открытию проекта издательство СЛОВО выпустило каталог выставки «Русский костюм в фотографиях. Метаморфозы».

Экспозицию можно посетить в выставочном зале «На Солянке» (Солянка, 1/2, стр. 2, вход с ул. Забелина) с 17 апреля по 10 мая с 12.00 до 20.00, в любой день, кроме понедельника.

Источник: mdf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090417_russian_costume.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090417_russian_costume.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ТЫШЛЕР Александр Григорьевич (1898–1980) Верея. 1954 (24,5 × 34 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (1943) Счастливый пьяница (Happy Drinken). 1979 (75,7 × 53,7 см, лист)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Москва — Лианозово. 1988 (70,9 × 78,7 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».