Первая ретроспектива «безумной Трейси из Маргейта»
ARTinvestment.RU   10 августа 2008

В Эдинбурге открылась масштабная выставка самой знаменитой представительницы движения «Молодые британские художники» Трейси Эмин

2 августа в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге открылась ретроспектива Трейси Эмин (Tracey Emin). Имя этой художницы знакомо всем, кто мало-мальски интересуется современным искусством. Эмин причисляют к движению Young British Artists («Молодые британские художники»), из которого вышли Дэмиен Херст (Damien Hirst), Сара Лукас (Sarah Lucas), Рейчел Уайтред (Rachel Whiteread), Гэри Хьюм (Gary Hume) и другие. Однако искусство Эмин, в отличие от творчества большинства представителей этого движения, почти лишено иронии. В своих произведениях художница выворачивает наизнанку свою душу и рассказывает зрителю всю свою жизнь, вплоть до самых страшных подробностей.

Трейси Эмин родилась в 1963 году в пригороде Лондона и провела детство в городке Маргейт, где у ее отца, выходца из турецкой части Кипра, была гостиница. Трейси и ее брат-близнец, Пол, были внебрачными детьми. Их родители познакомились, будучи уже женатыми людьми, и когда дети родились, отцу пришлось жить на две семьи. Когда Трейси было девять лет, бизнес отца пошел прахом. Вскоре он оставил ее мать, и семья осталась, можно сказать, без средств к существованию. Детство Трейси было тяжелым: она нередко страдала от сексуальных домогательств со стороны постояльцев отеля, а в 13 лет подверглась сексуальному насилию. В подростковые годы она часто меняла партнеров и злоупотребляла алкоголем. Позже этот опыт нашел свое отражение в знаменитых «одеялах».

В 1980 году «безумная Трейси из Маргейта» (как она сама себя называет) поступила в Колледж дизайна Медуэй, где познакомилась с художником, поэтом и панк-музыкантом Билли Чайлдишем (Billy Childish), который много позже заявил: «Художники, которые не пишут картин, — не художники!» Как и творчество Эмин, картины, стихи и романы Чайлдиша отличаются брутальной честностью. Оба художника рассказали, что подвергались в детстве насилию. Долгой совместной жизни у Эмин и Чайлдиша не получилось, но они остались друзьями на много лет. В 1987 году Эмин переехала в Лондон, где поступила в Королевский художественный колледж, который в свое время закончили Генри Мур (Henry Moore), Дэвид Хокни (David Hockney), Бриджет Райли (Bridget Riley) и другие известные художники. Там она написала множество картин, вдохновленных творчеством Эдварда Мунка (Edvard Munch) и Эгона Шиле (Egon Schiele), но большинство из них впоследствии уничтожила.

Фотографии уничтоженных работ появились на первой персональной выставке Эмин, которая прошла в галерее White Cube (той самой, которая продала за 100 миллионов долларов бриллиантовый «череп» Дэмиена Херста). Кроме того, на этой выставке можно было увидеть инсталляцию, посвященную трагически погибшему дяде художницы. Один из элементов инсталляции — пачка сигарет, которая была у дяди в руках, когда произошла страшная автокатастрофа, унесшая его жизнь. По словам Эмин, работа «Дядя Колин» вызывала у критиков и посетителей выставки отвращение. Никто не верил, что у художницы на самом деле погиб дядя, все думали, что инсталляция посвящена вымышленному персонажу. Когда люди узнали, что дядя Колин действительно существовал и был самым лучшим другом Трейси, они вновь испытали шок — на этот раз от стремления художницы выложить к их ногам всю «голую правду» о трагических подробностях своей жизни.

К началу 1990-х относятся первые знаменитые «работы на ткани». На огромных стеганых одеялах девушка вышивала экспрессивные слова и фразы, с помощью которых сообщала миру о своих противоречивых чувствах и о разных, часто неприглядных и неуютных, подробностях своей биографии. Искренность Эмин заметили не сразу: «на волне» тогда была постмодернистская ирония, которую символизировали работы ее друзей Дэмиена Херста и Сары Лукас.

Скандальную известность художнице прислала инсталляция «Все, с кем я спала, 1963–1995», которую она представила на выставке 1997 года Sensation. Эта выставка была организована медиамагнатом и коллекционером Чарльзом Саатчи (Charles Saatchi), который одним из первых разглядел художественную, а главное, рыночную ценность «Молодых британских художников». В той самой экспозиции была представлена и знаменитая «акула в формальдегиде» Херста, для многих олицетворяющая суть современного искусства. «Все, с кем я спала» — синяя палатка, внутри которой на «стенках» вышиты имена тех, с кем Эмин когда-либо делила постель. Многие ругали (и продолжают ругать) эту инсталляцию за то, что в ней художница выносит свое «грязное белье» на публику, выставляя на всеобщее обозрение обширный список своих сексуальных партнеров. Но на самом деле цель создания этой работы — не шок и эпатаж, а рассказ о чувствах, о людях, к которым художница когда-либо относилась нежно. В списке перечислены не только любовники Эмин, но еще и ее брат-близнец, подружки, а также неродившиеся дети (в свое время художнице пришлось сделать два аборта). Инсталляция находилась в собрании Саатчи до тех пор, пока в 2004 году ее не уничтожил огонь: в хранилище Momart, где находились работы из его коллекции, произошел пожар, в котором погибли многие произведения «Молодых британских художников». Для ретроспективы в Эдинбурге Эмин попросили снова сделать тент (предложив ей за это миллион фунтов), но она отказалась. «Воссоздавать его было бы неправильно с этической точки зрения, — сказала Эмин, которую это предложение очень расстроило. — Эмоциональная составляющая работы была бы уже далеко не та».

Многие объясняют популярность художницы особенностями масс-культуры последних десяти лет. Сегодня, когда процветает жанр реалити-шоу, желтая пресса вдохновенно документирует саморазрушение звезд типа Бритни Спирс (Britney Spears) и Эми Уайнхаус (Amy Winehouse), миллионы людей каждый день выкладывают информацию о своей личной жизни (вплоть до самых интимных подробностей) в интернет-блоги, а рассказы о реальных людях и событиях становятся популярнее, чем художественная литература, — сегодня творчество Трейси Эмин «пришлось ко двору». Ее любят молодые девушки, уставшие от постоянных требований, которые к ним предъявляет общество. Сама художница говорит, что именно девушки в возрасте от 15 до 24 лет — ее главные фанаты. Искусство Эмин — «домашнее», интимное; это почти DIY (Do-It-Yourself, «сделай сам»). В отличие от того же Херста у Эмин нет целой армии профессиональных помощников, которые делают за нее всю муторную работу по созданию произведений. Она шьет свои одеяла сама, швы ее не очень качественные, и вообще многие из ее работ разваливаются на следующий день после создания. Искусство ее приятеля Дэмиена Херста нечто вроде одежды от Александра МакКуина (Alexander McQueen), эпатажный «трофей» для богатых. А творчество Эмин напоминает произведения доморощенных дизайнеров, продающих свои творения на сайтах типа Etsy.com. Конечно, ее работы стоят гораздо дороже, но ей еще далеко до той многомиллионной «бизнес-империи», которую выстроил Херст.

Стоит заметить, что на выставку Трейси Эмин лицам до 16 лет можно заходить только в сопровождении взрослых. Ограничения по возрасту ввели из-за провокационных надписей, вышитых на «одеялах», эротического (а часто и порнографического) содержания ее картин и рисунков, а также знаменитой инсталляции «Моя кровать». С этой работой она номинировалась на премию имени Дж. М. У. Тернера (Turner Prize) в 1999 году. Работа представляет собой самую настоящую неубранную кровать художницы, из которой та не вылезала неделю, будучи в глубокой депрессии. На кровати валяются пустые бутылки, сигаретные «бычки», использованные средства предохранения и прочие «артефакты». С инсталляцией связаны многие забавные истории. Например, одна дама пришла на выставку Эмин со щетками и твердым намерением прибрать кровать. А два перформансиста, Юань Чай (Yuan Chai) и Цзянь Цзюнь Си (Jian Jun Xi), хорошенько на ней попрыгали (годом позже они устроили другое представление — на этот раз в галерее Тейт Модерн, где попытались использовать знаменитый писсуар Марселя Дюшана (Marcel Duchamp) по прямому назначению).

На ретроспективе в Эдинбурге представлены все грани творчества художницы: «одеяла», живопись, графика, инсталляции, скульптуры, фото и видеоарт. Отдельно стоит сказать о видеоработе под названием «Почему я так и не стала танцовщицей». Это произведение «навеяно» болезненными воспоминаниями. В 1979 году Трейси участвовала в танцевальном конкурсе у себя в городе. Когда она танцевала, молодые парни, присутствовавшие в зале, выкрикивали в ее адрес различные оскорбления. Она убежала со сцены в слезах. Конечно же, она могла похоронить этот инцидент в своей памяти, не выносить свои тяжелые воспоминания на публику, но… с другой стороны, зачем ей это делать? Может быть, эта и другие работы Эмин заставят посетителей задуматься о чем-то очень важном.

Выставка Трейси Эмин продлится до 9 ноября. Затем она переедет в Малагу, а потом в Берн.

Источники: sundayherald.com, independent.co.uk, telegraph.co.uk, artinfo.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080808_tracey_emin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080808_tracey_emin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх