Американская «Прекрасная Ферроньера» на Sotheby’s
ARTinvestment.RU   16 января 2010

Sotheby’s выставляет на торги 28 января картину «Прекрасная Ферроньера», являющееся одним из вариантов одноименной работы из коллекции Лувра. Свою бурю страстей полотно получило 100 лет назад, оказавшись в центре громкой истории. Что ждет картину сегодня?

Аукционный дом Sotheby’s выставляет на нью-йоркские торги 28 января картину, фигурировавшую в одном из самых громких разбирательств начала XX века, связанных с произведениями искусства. Это женский портрет, носящий название «Прекрасная Ферроньера», который является одним из вариантов одноименной картины, хранящейся в Лувре. По мнению специалистов, она была написана самим Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) или одним из его учеников, а моделью была Лукреция Кривелли (Lucrezia Crivelli), любовница герцога Миланского Лодовико Сфорца (Ludovico Sforza).

Вариант луврской «Ферроньеры», который можно будет приобрести на Sotheby’s (эстимейт 300–500 тысяч долларов), в 1920 году получили в качестве свадебного подарка американец Гарри Хан (Harry Hahn) и его невеста-француженка Андре (Andrée). Полотно досталось им от матери Андре как творение Леонардо. Его подлинность даже подтвердил один французский эксперт, не являвшийся, однако, специалистом по искусству итальянского Ренессанса.

После возвращения домой, в Канзас-Сити, Ханы решили продать картину Институту Искусства Канзас-Сити за 250 тысяч долларов. Однако сделать это им так и не удалось. 17 июня 1920 года журналист газеты New York World, узнавший о продаже картины Леонардо, позвонил известному в то время арт-эксперту Джозефу Дувину (Joseph Duveen) и попросил его дать свои комментарии. Дувин объявил работу подделкой, что и было напечатано в New York Post. Из-за этого сделка Ханов с Институтом Искусства Канзас-Сити и другими возможными покупателями, разумеется, сорвалась, и супруги подали в суд на Дувина, обвинив его в клевете и потребовав от него 500 тысяч долларов компенсации.

В 1929 году иск Андре Хан был рассмотрен Верховным Судом штата Нью-Йорк. Ханы пытались подтвердить авторство Леонардо, а Дувин настаивал на том, что это всего лишь более поздняя копия. Он пригласил многих уважаемых экспертов, чтобы те поддержали его точку зрения, и рассчитывал на легкую победу. Однако когда суд начался, стало ясно, что присяжные настроены не в его пользу. Американцам не нравились европейские эксперты, которые в качестве подтверждения атрибуции лишь высказывали свои собственные мнения, но не давали при этом никаких конкретных доказательств. В результате, присяжные так и не пришли к единому мнению, но большинство из них все-таки проголосовало в пользу Ханов. В результате Дувин заплатил им 60 тысяч долларов компенсации.

Несмотря на решение дела в пользу истцов, сложившееся на рынке мнение о подлинности «Прекрасной Ферроньеры» Ханов не изменилось. Дувин сохранил свое влияние, а картина была заперта в банковском сейфе. В 1946 году Гарри Хан даже написал книгу The Rape of La Belle, в которой рассказал о судебном процессе и нападках Дувина на «Ферроньеру». Во второй половине прошлого века было сделано несколько попыток продать картину, но ни одна из них так и не увенчалась успехом, и больше работу широкой публике не показывали.

Однако споры о том, кто все-таки является автором этого произведения, продолжаются до сих пор. В 1993 году картину осмотрел один из ведущих специалистов по творчеству Леонардо да Винчи, который пришел к выводу, что она не принадлежит кисти этого великого мастера. Но при этом он отметил, что «Ферроньера» все же имеет солидный возраст, и предположил, что она могла быть написана в первой половине XVII века. Недавно проведенный анализ пигментов краски подтверждает это предположение и свидетельствует о том, что картина могла быть создана французским автором или другим художником, использовавшим французские материалы, до 1750 года. Возможно, эти новые находки наконец помогут освободить «Ферроньеру» от почти целого века критических нападок и пренебрежения.

Источник: sothebys.com, artinvestment.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100116_belle_ferroniere.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100116_belle_ferroniere.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
  • 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
  • 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх