Украденного в СССР Айвазовского сняли с торгов в Швейцарии
ARTinvestment.RU   29 сентября 2017

Ранее эта картина дважды успешно продавалась на аукционах — на Sotheby’s и на Koller. Но на третий раз продажу удалось пресечь. Власти ведут переговоры о возврате картины

Сообщение о снятии картины Ивана Айвазовского со швейцарского аукциона сегодня было опубликовано на официальном сайте МВД. В тексте сказано так: «Были получены данные, что на территории Швейцарии на торгах аукционного дома KOLLER выставлена картина И. К. Айвазовского «Вид на Ревель», написанная в 1845 г. (оригинальное название — «Море»). Указанное произведение было похищено из собрания Музея-заповедника «Дмитровский кремль» в 1976 г. В ходе взаимодействия по каналам Интерпола со швейцарскими партнерами похищенная культурная ценность оценочной стоимостью более 1 млн долларов США была снята с аукционных торгов».

Розыск и переговоры по этой картине успешно провел НЦБ Интерпола МВД России при участии Министерства культуры Российской Федерации. Молодцы.

Вероятно, аукцион не станет противодействовать возврату картины в Россию. И нет оснований сомневаться, что устроители не знали о преступной истории, связанной с картиной. Почему? Потому, что до этого ее дважды на глазах всего мира выставляли и продавали на публичных торгах. В первый раз, согласно нашей базе данных, эту картину продали в 2005 году в Нью-Йорке на Sotheby’s за $552 000. Тогда был торг, эстимейт был превышен дважды, то есть ни у кого никаких сомнений не было. Не говоря уже о том, что Sotbeby’s всегда проверяет чистоту провенанса всеми доступными способами. Если бы картина фигурировала в базах украденных — нашли бы. Второй раз на открытых аукционных торгах этот «Вид на Ревель», он же «Море», был выставлен и продан в 2006 году на Koller в Цюрихе — уже за $1 262 000. Третий раз картина должна была быть выставлена сейчас: торги по ней в Koller должны были состояться 22 сентября 2017 года. Эстимейт был уже гораздо скромнее — $480 000–670 000. Но не судьба.

Почему картину оценили в два-три раза ниже, чем покупали? Нет, тут не то, о чем вы подумали. Просто цены на Айвазовского в последние 5 лет действительно упали в долларах как раз в 2–3 раза. К слову, сегодня более реальная рыночная цена картины Айвазовского такого размера (59 × 81) на внутреннем рынке в России — около $350 000. На Sotheby’s или Christie’s цена была бы выше — примерно $400 000–450 000. Но, во-первых, работе больше 100 лет — значит, вывоз запрещен. Во-вторых, там на руки продавец-сдатчик все равно получит примерно на 30 % меньше, за вычетом комиссии и других сборов (то есть около $300 000). Тем не менее в любом случае картина не стоит «более 1 млн долларов», как написано в сообщении МВД. Хотя в данной ситуации это не так уж и важно.

Вообще, вся эта история — это как раз к разговору о надежности открытых продаж через Интернет. Как только аукционы стали публиковать свои каталоги в Сети, так стали вскрываться перелицовки и находиться вещи, пропавшие аж 40 лет назад. А еще эта история учит тому, что устроителям торгов нужен нормальный доступ к нормальным базам украденных произведений. Это именно то, что может сделать государство полезного для нашей отрасли. Нужны базы, в которые своевременно включены краденые Айвазовские из Дмитровского кремля, равно как Шишкины, Коровины и все другие из частных собраний и других мест. Сейчас подобные базы разрознены, а доступ участников рынка к ним затруднен или невозможен. Так что в известной степени зачастую аукционы вынуждены полагаться на удачу. Лишь заблаговременная открытая публикация лотов в Интернете помогает снизить эти риски. Что, возможно, и произошло в этот раз.

Источники: мвд.рф, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 10.02.2020 Коллекции в единоличном владении. Наследство. Отчет ArtTactic AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
  • 05.02.2020 Теория заблуждений: ошибка Мэя-Мозеса В рубрике «Теория заблуждений» отныне мы будем искоренять мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Первым на «операционный стол» ложится Mei & Moses All Art Index
  • 04.02.2020 Художник недели: Пётр Львов «Чарующая прелесть рисунков Львова…», — писал критик о работах еще очень молодого автора. На AI Аукционе выставлен холст уже зрелого мастера, с развитой творческой манерой и неповторимым чувством свободы
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх