Art Investment

Художники и цены

Самое дорогое искусство в частных руках: Старые Мастера

Далеко не все шедевры мирового искусства выставляются в музеях и галереях. Онлайн-журнал theartwolf.com составил список самых дорогих произведений (по собственной оценке составителей), которые находятся в частных коллекциях. AI предлагает его, а также краткие комментарии составителей вниманию наших читателей.

Все произведения в списке распределены их по трем категориям: работы Старых Мастеров, импрессионистов и модернистов, представителей современного искусства (по 20 работ в каждой категории). В расчет брались только те вещи, которые не экспонируются на постоянной основе в частных фондах и галереях, поэтому здесь вы не увидите произведений из таких частных организаций, как Фонд Гетти, Новая галерея в Нью-Йорке или Фонд Эмиля Бюрле в Цюрихе.  

По идее составителей, список должен отражать примерную цену произведений искусства, если они попадут на открытый рынок. Учитывая это, в него не были включены некоторые важные работы, на экспорт которых сейчас наложен запрет (большая их часть находится в странах с жесткими экспортными ограничениями). Так, работы вроде «Портрета Яна Сикса» кисти Рембрандта или четвертой картины «Новеллы о Настаджио дельи Онести» кисти Боттичелли в списке отсутствуют.

«Диана и Каллисто» в паре с полотном «Диана и Актеон» являются блистательными работами из серии картин Тициана по мотивам «Метаморфоз» Овидия. В 2008 году герцог Сазерленд согласился уступить обе работы народу Великобритании за 100 миллионов фунтов. «Диана и Актеон» в 2009 была не без трудностей выкуплена за половину этой суммы британским государством. Вторую половину начнут выплачивать за «Диану и Каллисто» в 2013 году. Тем не менее цена каждой из картин на открытом рынке могла быть гораздо выше, суммарная стоимость этой пары, по оценкам специалистов, составляет 300 миллионов фунтов.

Эта работа, написанная уже 50-летним мастером, возможно, является одним из лучших автопортретов за всю историю — это правдивое и безжалостное изображение художника, который никогда не давал себе поблажек.

Ни одна работа Рембрандта подобного качества не появлялась на рынке в последние годы. Дилер, работающий с произведениями Старых Мастеров, Отто Науман (Otto Naumann) оценил другую работу — «Портрет Яна Сикса» — дороже 150 миллионов долларов. Автопортрет из коллекции герцога Сазерленда, хоть и меньший по размеру, в ценности ему не уступит.

Работа Веласкеса «Принц Бальтазар Карлос на коне» обладает несравненным для барочного произведения великолепием. Это одна из лучших работ Веласкеса, пожалуй, единственный его шедевр, до сих пор находящийся в частных руках. Картина, безусловно, украсила бы собрание любого крупного музея, если бы только герцог Вестминстер согласился ее продать.

Единственная крупная работа Веласкеса, которую «сравнительно» недавно удалось увидеть на торгах, — это «Портрет Хуана Парехи», купленный Музеем Метрополитен в 1971 году за 5,5 миллиона долларов (на тот момент крупнейшая цена молотка на произведение искусства). Конный портрет принца Бальтазара — это гораздо более серьезная работа мастера. Тем не менее некоторые сомнения составителей списка в атрибуции этой картины не позволили оценить работу дороже, в 100–150 миллионов долларов.

«Лютнист» — один из наиболее интересных сюжетов Караваджо. Существует три версии полотна, две из них находятся в частных коллекциях, а третья — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Это выдающийся пример использования Караваджо светотени. Женоподобный юноша — частый гость на картинах художника, эксперты расходятся во мнениях по поводу того, кто был прототипом лютниста. На всех картинах также присутствуют элементы натюрморта (особенно ярким он получился на полотне из Бадминтон-хауса).

«Лютнист» из Бадминтон-хауса в 2007 году выставлялся в Галерее Лоуренса Сэлендера, отбывающего сейчас тюремный срок за мошенничество в особо крупных размерах. Опальный арт-дилер тогда хвастался, что эта картина Караваджо «самое дорогое из когда-либо проданных живописных произведений» (что не является правдой), и что стоить она может свыше 100 миллионов долларов (спорный вопрос). Работа «Лютнист» из Бадминтон-хауса в 2001 году ушла с молотка на Sotheby's всего за 110 тысяч долларов, потому что тогда ее все еще полагали «копией последователя Караваджо». До сих пор существуют некоторые сомнения по поводу атрибуции этой версии картины, поэтому ее оценка может быть и ниже.

Ранний шедевр Тициана, возможно, лучший его портрет из тех, что до сих пор находятся в частных руках. Работа, написанная под влиянием Джорджоне, обладает блестящим провенансом.

В 2005 граф Галифакс решил продать «Портрет юноши», но даже объединенными усилиями лондонской Национальной галереи и Национальной галереи Шотландии собрать запрашиваемую сумму, свыше 50 миллионов фунтов, не удалось. Правда, не нашлось и других покупателей. Сейчас полотно снова арендуется Национальной галереей, однако фактически оно все еще выставлено на продажу со стартовой ценой 50 миллионов фунтов. На открытых торгах этот портрет может получить и более высокий эстимейт, если учесть, что другая мастерская работа Тициана — «Портрет Альфонсо д’Авалоса» — в 2003 году была куплена в частной сделке Музеем Гетти предположительно за 70 миллионов долларов.

Ранний шедевр Рембрандта, в котором художник весьма умело использует светотень и перспективу для лучшей передачи сюжета.

Для работ Рембрандта на религиозную тему рекордной является цена в 25,8 миллиона долларов, заплаченная в 2008 году на Sotheby’s за картину «Святой Иаков». Впрочем, картина с Иудой, по оценкам составителей списка, может стоить гораздо дороже.

Гольбейн написал три портрета Эразма Роттердамского, этот вариант — самый большой и тщательно выписанный. Этот шедевр ренессансного портретного искусства — одно из наиболее известных произведений Старых Мастеров, которое до сих пор находится в частных руках.

Другая важнейшая работа Гольбейна — «Мадонна Майера» — в середине июля текущего года была продана в частной сделке немецкому миллиардеру Рейнольду Вюрту дороже 70 миллионов долларов, несмотря на то, что на экспорт работы было наложено вето. Это крупнейшая сделка на арт-рынке Германии. Проводивший переговоры дилер Кристоф Граф Дуглас заявлял, что если бы была возможность вывезти картину за границу, ее бы купили и за 100 миллионов.

Написанная за год до картины «Призвание апостола Матфея», работа «Жертвоприношение Исаака» — это, возможно, лучшее творение Караваджо в частных руках — более зрелое, чем оба «Лютниста». Но некоторые сомнения в атрибуции полотна могут повлиять на его теоретическую оценку; не будь их, картина оценивалась бы не менее чем в 100 миллионов долларов.

Это один из трех написанных Веласкесом портретов испанской королевы Изабеллы Бурбонской (Французской). Портрет художник создал после возвращения из своей первой поездки в Италию, это одна из первых «зрелых» работ Веласкеса.

Сложно оценивать великого Веласкеса. Атрибуция ему «Портрета мужчины» из Музея Метрополитен подняла оценку полотна до 40 миллионов долларов. «Портрет Изабеллы» — вещь безусловно более значительная.

В 2007 году известный британский коллекционер и искусствовед Денис Махон (Denis Mahon) установил, что картина «Шулера» из его собрания, которую ранее считали копией одноименной картины Караваджо из Художественного музея Кимбелл, на самом деле является авторской версией полотна, а не работой одного из последователей мастера. Махон скончался в апреле этого года в возрасте 100 лет, однако не стоит ожидать, что эта жемчужина его коллекции попадет на аукцион: известно, что Махон собирался подарить ее Музею Эшмола при Оксфордском университете.

Версия картины «Шулера» из Музея Кимбелла была куплена в 1987 за примерно 15 миллионов долларов (с учетом инфляции около 27 миллионов). Арт-рынок высококлассных Старых Мастеров сейчас находится в стадии роста. Караваджо — «редкая птица» на аукционах, поэтому оценка в 60–80 миллионов кажется составителям списка справедливой.

Этот ранний шедевр Тициана, в котором чувствуется влияние Джорджоне и Джованни Беллини, более важен для его творчества, чем «Венера Анадиомена» из этой же коллекции (куплена за 11 миллионов фунтов Национальной галереей Шотландии; рыночная цена — 20 миллионов фунтов), но не такой ценный, как «Диана и Каллисто» (см. выше).

Выдающийся образец поздних портретов Рембрандта. Полтора столетия, с 1860-х, находится в коллекции Замка Пенрин в Уэльсе. В 2007 году амстердамский Рейксмюсеум, куда картина приехала на временную выставку, настойчиво пытался купить портрет. Сделка не состоялась, даже несмотря на то, что к 2008 году на покупку были собраны уже 34 миллиона евро. По неофициальным данным, картина все еще выставлена на продажу со стартовой ценой 40 миллионов фунтов.

Лучшие «Мадонны» Рафаэля, такие как «Бриджуотерская Мадонна», — входят в число наиболее узнаваемых произведений эпохи Ренессанса. «Мадонна» меньшего размера («Мадонна с гвоздиками») в 2004 году была куплена лондонской Национальной галереей за 22 миллиона фунтов. Рекордная цена за работу Рафаэля на аукционе была уплачена в декабре 2009 года на Christie’s: 47,9 миллиона долларов за рисунок «Голова музы».

Еще одна работа Рафаэля в списке самых дорогих полотен Старых Мастеров в частной собственности — прекрасное тондо «Святое семейство под пальмой» опять-таки из коллекции герцога Сазерленда. Пейзаж и фигуры на полотне напоминают нам о Леонардо.

«Знаменосец» относится к ряду портретов, написанных Рембрандтом в 1630-х, иногда не без помощи учеников. Известно, что не менее интересная работа «Минерва», созданная художником за год до «Знаменосца», в середине 2000-х была, по слухам, куплена за 45 миллионов долларов.

Тернер в своем лучшем проявлении. Лучшая работа Тернера в частной коллекции, почти абстракция. В 1984 ушла с молотка за рекордные по тем временам 7,3 миллиона фунтов. Текущий персональный рекорд Тернера — 29,7 миллиона фунтов (44 миллиона долларов) за «Современный Рим — Кампо Ваччино» (Sotheby's, Лондон, июль 2010).

Эта чрезвычайно поэтичная работа была написана Констеблом спустя год после кончины супруги. Самая дорогая работа Констебла, проданная на открытых торгах, — «Запруда» (21 миллион долларов в 1990 году, что по нынешнему курсу примерно равняется 33 миллионам). «Вид на собор Солсбери», по сути, не только самая лучшая картина художника в частной собственности, но и одна из 5–6 лучших работ Констебла вообще.

Два очень известных портрета Рембрандта. Тем не менее, написанные 28-летним художником, «Портрету Катрины Хоогсат», созданному зрелым мастером, они уступают.

Источник: theartwolf.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110805_private_art_old_masters.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110805_private_art_old_masters.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».