Ай Вэйвэй: круги по воде
Китайское правительство обвиняет Ая Вэйвэя в неуплате налогов. Местонахождение четырех человек из окружения Ая Вэйвэя остается неизвестным. А американские музеи критикуют за сотрудничество с Китаем
После недель молчания и невнятных высказываний китайское правительство выступило с официальным заявлением о причинах задержания художника Ая Вэйвэя. Правительственное информационное агентство «Синьхуа» 20 мая опубликовало со слов представителей полиции краткое сообщение: «Компания, контролируемая художником Аем Вэйвэем, не заплатила “большое количество” налогов. Кроме того, по данным предварительного расследования, в компании Beijing Fake Cultural Development Ltd. преднамеренно портилась бухгалтерская документация». И добавлено: «Пока Ай находился под наблюдением по месту жительства, ему было обеспечено, в соответствии с законом, право видеться с членами семьи».
Вот что, оказывается, скрывалось за предыдущей обтекаемой формулировкой «экономические преступления», прозвучавшей из уст представителя Министерства иностранных дел КНР 7 апреля. Сестра художника Гао Гэ (Gao Ge) считает, что это обвинение не может оправдать такого долгого задержания Ая: «Он не является ни законным представителем, ни исполнительным директором этой компании. То есть, даже если предприятие обвиняют в экономических преступлениях, Ая Вэйвэя не должны были задерживать». Компания Beijing Fake Cultural Development Ltd., осуществляющая проекты Ая, вообще зарегистрирована на имя и принадлежит его супруге Лю Цин.
Гао Гэ также отметила, что помимо заявлений в «Синьхуа» семью художника никаким законным порядком не поставили в известность о причинах задержания Ая. Странно звучит и формулировка «ему было обеспечено право видеться с членами семьи», поскольку имело место только краткое свидание с женой на прошлой неделе, а все остальное время Ая Вэйвэя держат в изоляции от внешнего мира и его нынешнее местонахождение членам семьи неизвестно. Этим единственным свиданием, по мнению некоторых журналистов, китайское правительство хочет узаконить задержание художника и подготовить почву для обвинения.
Один представитель министерства иностранных дел КНР, чьи слова приводит Artinfo, ставит Ая Вэйвэя в один ряд с Далай Ламой и художником-диссидентом, лауреатом Нобелевской премии 2010 года Лю Сяобо (Liu Xiaobo): «Не нужно говорить с ними, чтобы понять Китай. Говорите с китайским народом и китайским правительством. Они [эти трое] не любят свою страну. А китайский народ не любит их». Впрочем, сотрудник министерства затем еще раз подчеркнул, что Ай Вэйвэй находится под следствием строго из-за «экономических преступлений», а не из-за отсутствия патриотизма.
Между тем пока еще ничего неизвестно о местонахождении четырех человек из окружения Ая Вэйвэя, которых задержали вскоре после его ареста. Члены их семей пытались обратиться в полицию с заявлением об исчезновении людей, но в приеме заявления им отказали. Среди задержанных называют бывшего журналиста Вэнь Тао (Wen Tao), потерявшего работу после выхода серии материалов о художниках, протестующих против порчи своего имущества. Его друзья утверждают, что Вэнь Тао не работал на Ая, а выступал как независимый журналист. Его задержали в тот же день, что и Ая, увезли в неизвестном направлении, и до сих пор от него ничего не слышно. Также пропали водитель Ая Чжан Цзиньсун (Zhang Jinsong), бухгалтер Ху Минфень (Hu Mingfen) и дизайнер Лю Чженган (Liu Zhenggang). Вполне возможно, что их хотят заставить дать показания против Ая.
Как известно, против действий китайского правительства выступают правительственные и общественные организации по всему миру. AI много писал об этом (читайте здесь, здесь и здесь). На днях, к примеру, началась акция в поддержку Ая от британской газеты Times.
Но у такого общественного резонанса есть и оборотная сторона: под угрозой срыва оказались многочисленные американо-китайские культурные проекты. В свете происходящего в КНР «закручивания гаек», вопрос дальнейшего сотрудничества американских музеев с китайскими уходит в область морали.
Например, Музей изящных искусств Вирджинии давно запланировал программу культурного обмена с Запретным городом в Пекине. Директор музея Алекс Найрджес (Alex Nyerges) в своем интервью блоггеру Тайлеру Грину (Tyler Green) защищает проект такими понятиями, как «содействие лучшему взаимопониманию». Естественно, что проект, на подготовку которого ушли годы, обидно закрывать. Однако в материалах сайта Artinfo его позиция подверглась критике.
В непростой ситуации очутился также Художественный музей Милуоки, который совместно с КНР планировал провести программу культурных мероприятий «Китайское лето». Это должна была быть выставка императорских предметов, ранее показанных в Музее Метрополитен, а также лекции по китайскому современному искусству и инсталляция художника Чжан Вана. Представители арт-мира раздают советы, как музею поступить, но музею-то от этого не легче (пока директор не дал ответа по этому поводу).
Зато любой проект, связанный с Аем Вэйвэем, напротив, обречен на успех. Музей современного искусства Сан-Диего, например, провел 19 мая суточную акцию протеста: пары волонтеров по часу сидели на двух стульях, принадлежащих серии «Мраморные стулья» Ая Вэйвэя. Так они в очередной раз решили привлечь внимание общественности к судьбе художника.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110525_weiwei.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110525_weiwei.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.