Art Investment

Художники и цены

Взлеты и падения рынка «поп-маэстро»

Недавно известный английский журнал The Economist опубликовал статью Сары Торнтон (Sarah Thornton), посвященную рынку произведений знаменитого художника, основателя поп-арта Энди Уорхола (Andy Warhol). ARTinvestment.RU представляет перевод этого интересного текста.

Энди Уорхол — лидер арт-рынка

3,7-метровое полотно Энди Уорхола «Восемь Элвисов» обладает всеми характеристиками, позволяющими назвать его первоклассным произведением. В нем нашли отражение все любимые темы его создателя: слава, монотонное повторение одних и тех же образов, угроза смерти. Картина выполнена в серебряном цвете, который был у художника самым любимым. Она была создана в 1963 году — в период, который считается у коллекционеров произведений Уорхола самым ценным. «Восемь Элвисов» сорок лет жили в доме у римского коллекционера Аннибале Берлингьери (Annibale Berlingieri), а осенью прошлого года были проданы (при посредничестве французского арт-консультанта Филиппа Сегало (Philippe Ségalot)) за сумму, превышающую 100 миллионов долларов. Это, между прочим, мировой рекорд для творчества художника. До этого 100-миллионными продажами могли похвастаться произведения лишь четырех мастеров — Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Джексона Поллока (Jackson Pollock), Виллема де Кунинга (Willem de Kooning) и Густава Климта (Gustav Klimt).

Наследие Уорхола огромно. За 26 лет (с 1961-го, когда он переквалифицировался из дизайнеров в художники, по 1987-й, год его кончины в возрасте 58 лет) «король поп-арта» и его помощники создали около 10 тысяч произведений. Большинство из них — отпечатки (нередко на холсте), выполненные методом шелкографии. На них можно увидеть все что угодно: от банок супа Campbell до лиц Джеки Кеннеди, Мао Цзэдуна, безвестных трансвеститов и коллекционеров, заказывавших у Уорхола свои «портреты». Художник также создавал «изображения катастроф», основой для которых служили газетные вырезки, а также абстрактные работы — переведенные на холст фотографии теней и картины, созданные способом «окисления» (Уорхол или его ассистенты мочились на покрытые металлической краской полотна). У каждого произведения свой тираж. Например, серия «Самые опасные преступники» насчитывает всего 20 полотен, а картин с изображением цветов существует около 650. Помимо шелкографий, Уорхол делал скульптуры и экспериментальные фильмы, которые также служат подтверждением его статуса новатора.

Уорхол — это такой, образно выражаясь, «главарь» всего рынка послевоенного и современного искусства: размах его творчества колоссален, громких продаж предостаточно, да и репутация художника как законодателя мод устоялась уже давно… Начиная с 2002 года Уорхол постоянно находится в Top-3 художников по аукционному обороту. В 2007-м, на пике бума на современное искусство, он даже возглавил этот рейтинг: сумма его аукционных продаж составила 428 миллионов долларов. В последние два года Уорхол сдал позиции, уступив столь же плодовитому Пикассо, но собиратели и продавцы его работ особо не волнуются. Известный арт-дилер Альберто Муграби (Alberto Mugrabi) рассказал, что «два года назад мы продавали десять Уорхолов в месяц, сегодня продаем только два, но цены не снижаем. Либо покупатель соглашается с нашей ценой, либо остается без картины». Рынок подтверждает, что лучшим работам «короля поп-арта» никакая рецессия не страшна. В начале ноября, например, картина 1962 года «200 долларовых банкнот» принесла 43,8 миллиона долларов и заняла второе место в списке самых дорогих творений художника.

«У Уорхола два рынка, — объясняет Бретт Горви, один из руководителей отдела современного искусства Christie’s. — Один рынок — это тот, на который выходят очень редкие, ценные с исторической точки зрения картины, созданные в 1960-х. Второй — это рынок большого объема, где 60-сантиметровые «Цветы» и портреты Джеки Кеннеди продаются, как все остальные товары широкого потребления». За пределами арт-рынка также идет активная торговля произведениями Уорхола — в частности, отпечатками, выпущенными ограниченным тиражом, а также различными товарами широкого потребления, эксплуатирующими фирменные образы художника. Можно привести в пример последний альбом лучших хитов Мадонны, на обложке которого мы можем увидеть фотографию поп-звезды «в стиле» уорхоловских портретов Мэрилин. «Причина, по которой рынок Уорхола процветает, даже несмотря на то, что и на нем сказался экономический кризис, — это тот факт, что в Энди есть что-то невообразимо крутое, — говорит дилер Ларри Гагосян (Larry Gagosian), который очень активен на рынке художника. — Такое ощущение, что он еще живет. В нашей культуре повсюду Уорхол».

Уорхол и все что с ним связано — это мощнейший символ. Он не просто знаменит; он оказал решающее влияние на самых успешных современных авторов, в числе которых Джефф Кунс (Jeff Koons), Дэмиен Херст (Damien Hirst), Такаси Мураками (Takashi Murakami) и Ричард Принс (Richard Prince). Он изменил наше понимание того, кто такой художник — по его мнению, это «художественный руководитель», скорее архитектор, чем ремесленник, который четко следит за тем, как его творения функционируют в медиа-пространстве. «В будущем Уорхол будет гораздо более актуален, чем Пикассо, — заявляет лондонский дилер Джерард Фаджонато (Gerard Faggionato), — потому что [его творчество] вызывает бóльший отклик у молодого поколения».

Загадочные вариации

При жизни художника и в течение долгого времени после его смерти в мире искусства не могли прийти к консенсусу, что о нем думать. Поверхностны или глубоки его концепции? Стремился ли он подорвать устои или, наоборот, поддерживал их? А его работы — скучные они или провокационные? Эти споры помогли «остаться на плаву» его идеям, и, в конечном счете, его лидерству на арт-рынке.

Уорхол производил столько работ, что спросу на его творчество было не угнаться за предложением, что идет вразрез с общепринятой практикой. Швейцарский галерист Бруно Бишофбергер (Bruno Bischofberger) отмечает: «И Пикассо, и Моцарт были невероятно плодовитыми. А что в этом такого, если работы хорошие? Это на рынке сказывается, а не на искусстве. Произведения это совершенно не портит». Винсент Фремонт (Vincent Fremont), арт-консультант, который работал с Уорхолом с 1969-го до самой смерти художника, говорит: «Энди любил, когда много. Десять лучше, чем один». Это девиз не только Уорхола-продавца, но и Уорхола-покупателя. Энди был большим любителем ходить за покупками, и аукциону Sotheby’s потребовалось десять дней на то, чтобы распродать его имущество, насчитывавшее 10 тысяч разных вещей.

Смерть Уорхола пришлась на разгар бума на арт-рынке, и его творения уходили за солидные суммы на аукционах в 1988-м и 1989-м. Но в 1990 году разразился кризис, ввиду чего рынок произведений художника потерпел сокрушительный удар. В мае 1993-го на торги были выставлены 16 картин Уорхола, из которых покупателя нашли только две, — это дало повод говорить о том, что спрос на его работы упал до минимума. Но через три года рынок неожиданно ожил — все благодаря удачной продаже полотен, экспонировавшихся на первой персональной выставке живописца. В 1962 году лос-анджелесский дилер Ирвин Блум (Irving Blum) выставил 32 написанные вручную картины с изображениями банок супа Campbell и приобрел всю серию за тысячу долларов (в рассрочку на десять месяцев). В 1996 году Блум продал работы за 15 миллионов. Покупателем, между прочим, стал нью-йоркский Музей современного искусства. Новый ценовой рекорд — а также шаг к окончательному признанию Уорхола как одной из ключевых фигур contemporary art.

Какие из тысяч полотен Уорхола ценные, а какие нет? Это, конечно же, зависит от того, насколько работа редкая, а также от таких характеристик, как качество трафарета, четкость изображения фигуры, насыщенность цвета и размер. Но самое важное — это то, что изображено на картине. А самыми популярными являются картины с Мэрилин Монро.

Первые «Мэрилин» появились на свет в августе 1962 года, вскоре после того, как знаменитая актриса покончила жизнь самоубийством. Сначала Уорхол создал серию небольших полотен, большинство из которых были названы в честь вкусных вещей, цвета которых он использовал, — «Лимонная Мэрилин», «Лакричная Мэрилин», «Мятная Мэрилин» и т. д. На каждой из этих работ было всего одно изображение лица актрисы. Вскоре художник начал использовать холсты большего размера, покрывая их множеством одинаковых Мэрилин. В том же году он отдал несколько портретов актрисы на выставку, где они имели успех: по словам критиков, на этих «прекрасных, вульгарных, душераздирающих» картинах нашли свое отражение «мифы нашего времени». Два года спустя появились пять новых больших «Мэрилин», снова «одинарные», которые сейчас входят в число самых желанных творений «короля поп-арта». Это безупречно выполненные, очень стильно выглядящие работы, ставшие легендарными благодаря не только своему «облику», но и связанной с ними истории: однажды некто из окружения Уорхола (по всей видимости, не очень уравновешенный) выстрелил в голову «Голубой Мэрилин». Пуля покалечила не только эту работу, но еще и «Красную Мэрилин», стоявшую позади нее.

Простреленные картины сейчас принадлежат собирателям, которые являются обладателями лучших коллекций произведений художника, находящихся в частных руках. «Голубую» приобрел в 1967 году газетный магнат из Коннектикута Питер Брант (Peter Brant). Работа обошлась ему в 5 тысяч долларов. «За 3,5 тысячи можно было “Кадиллак” купить, — отмечает он. — Тогда это были очень большие деньги». Владелец «Красной Мэрилин» — коллекционер из Парижа Филипп Ниархос (Philippe Niarchos), наследник судового магната Ставроса Ниархоса (Stavros Niarchos), купивший картину на аукционе Christie’s. Было дело в 1994 году, рынок художника был в упадке, и поэтому работа досталась ему сравнительно недорого — за 3,6 миллиона долларов. В 1980-х, во время бума, «Красная Мэрилин» была продана за 4,1 миллиона. Три других полотна из серии 1964 года входят в собрания Сэмюэла И. Ньюхауса (Samuel I. Newhouse), Дорис Амманн (Doris Ammann) и Стивена Коэна (Steven Cohen). Последний обзавелся своей «Мэрилин» в 2008 году, заплатив за нее 80 миллионов долларов.

Многие знатоки творчества Уорхола считают, что лучшими у него являются работы, известные под общим названием «Смерть и катастрофы». Для этих картин он заимствовал газетные фотографии автокатастроф, расовых беспорядков и электрических стульев. Эта брутальная тематика противоречит общепринятому имиджу Уорхола как помешанного на знаменитостях коммерческого художника и отличает его от менее амбициозных поп-художников, таких как Том Вессельманн (Tom Wesselmann) и Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein). В конце 1960-х — начале 1970-х этим мрачным картинам было трудно найти себе покупателей, а сейчас одна из таких работ, «Зеленая автокатастрофа», является самым дорогим творением художника, когда-либо проданным на аукционе. Уже упомянутый Филипп Ниархос купил ее за 71,7 миллиона долларов. Основой для картины послужила фотография страшной аварии, на которой изображена горящая машина и вылетевший из нее человек, которого «пригвоздило» к фонарному столбу.

В 1968 году Уорхолу прострелили грудную клетку, и он чуть не умер. В течение нескольких лет после покушения он почти не работал. Вернувшись к творческой деятельности, он занялся написанием портретов одного из самых известных людей на планете, Председателя Мао. По словам Нила Принца (Neil Printz), одного из авторов каталога-резоне художника, Уорхол принялся за работу «с энергией и порывом, которые раньше были ему несвойственны». Первые серии картин с изображением Мао продавались не очень хорошо — мало кому из коллекционеров начала 1970-х хотелось видеть в своей гостиной огромный портрет коммуниста. Но с приходом на рынок азиатских покупателей спрос на такие работы увеличился, и цены, естественно, тоже. Например, гонконгский собиратель Джозеф Лау (Joseph Lau) купил на аукционе Christie’s большого голубого «Мао» за 17,4 миллиона долларов. Самыми желанными для коллекционеров являются «гигантские Мао», которых существует всего четыре штуки (общее число портретов «великого кормчего» — около 200). В начале 2008 года некий китайский коллекционер предложил 100 миллионов за одного из «гигантов», но владелец работы не захотел с ней расставаться. Впрочем, похоже, что он переменил мнение: согласно британскому дилеру Джеймсу Мэйору (James Mayor), представляющему интересы этого собирателя, сейчас он готов «серьезно рассмотреть» это предложение.

Всемирная популярность Уорхола объясняется не только укорененностью его творчества в массовой культуре и «доступностью» его стиля, но и усилиями дилера Бруно Бишофбергера, который много лет был ведущим поставщиком работ художника. Благодаря умению Бишофбергера сбывать произведения европейским коллекционерам рынки других американских художников кажутся «местечковыми». Он также сыграл важную роль в основании трех собраний, входящих в число лучших частных коллекций работ художника. Дилер Томас Амманн (Thomas Ammann), помогший сформировать собрание творений Уорхола для фонда Daros, принадлежащего семье Шмидхайни (Schmidheiny), в свое время работал у Бишофбергера. Галерист также познакомил с творчеством художника Ниархоса и Бранта, которых он впервые встретил на горном курорте Сент-Мориц, когда те были еще подростками.

Питер Брант начал покупать работы «короля поп-арта» в 1967 году и вместе с Бишофбергером стал учредителем журнала Уорхола Interview. В 1970-м магнат выставил на торги Sotheby’s Parke-Bernet картину «Банка супа с отодранной этикеткой», которая ушла за рекордную по тем временам сумму в 60 тысяч долларов. Покупателем стал Бишофбергер.

На вопрос, сколько у него Уорхолов, Брант отвечает, «Клянусь вам, не знаю. Главное не количество, а качество». Он покупает и продает произведения художника уже более 40 лет, но говорит, что «нужны новые коллекционеры, для конкуренции, для новой энергии».

Сейчас рынок Уорхола двигают вперед два дилера: Ларри Гагосян и Альберто Муграби. Первый начал выставлять работы художника в 1980-х. «Энди был очень честным в бизнесе, — рассказывает он. — Мы с ним болтали на разные темы, поедая сэндвичи с тунцом». Гагосян был организатором последней прижизненной выставки Уорхола в Нью-Йорке. Он регулярно экспонирует творения художника на тщательно подготовленных выставках, которые обязательно сопровождаются каталогами с серьезными статьями исследователей.

Весной 2008 года Гагосян потратил 200 миллионов долларов на работы Уорхола из коллекции арт-дилера Илианы Зоннабенд (Ileana Sonnabend). Точное число произведений не разглашается, но говорят, что он купил от 15 до 20 работ. Кроме того, предполагают, что Гагосян оказал финансовую поддержку Стивену Коэну, когда тот покупал 80-миллионную «Мэрилин», а также некоему русскому олигарху, возможно, владельцу Альфа-Банка Михаилу Фридману. С тех пор дилер продал несколько картин, среди которых «Банка супа Campbell» 1965 года и «Автокатастрофа». Первая была выставлена на июньскую ярмарку Art Basel, вторая ушла к художнику Ричарду Принсу.

Купить, продать и хранить

Больше всего Уорхолами торгуют Муграби. «Не знаю, важно ли его творчество с исторической точки зрения. Знаю только, что я его люблю», — говорит отец Альберто Муграби Хосе. Во время упадка начала 1990-х он приобретал работы, которые, по его мнению, были недооценены, — в их числе портреты Джеки Кеннеди, одной из основных «моделей» художника. С тех пор Муграби постоянно покупают и продают произведения «короля поп-арта». У них набралось уже более 800 работ. В их собрании есть такие шедевры, как «Мэрилин Монро (Двадцать раз)».

Хосе Муграби и его сыновья борются за Уорхола на торгах настолько часто, что их обвиняют в манипуляции рынком. Те, кто задействован в продаже произведений искусства, впрочем, предпочитают называть это «поддержкой». Сэнди Хеллер (Sandy Heller), арт-консультант из Нью-Йорка, объясняет: «Люди с запасом [работ] не только говорят [о поддержке рынка художника], но и делают. Это можно сравнить с [инвестиционной стратегией], когда регулярно приобретают акции на одинаковую сумму. Если вы по-настоящему верите в художника, то будете покупать больше, даже если цены на его произведения упали». Чикагский коллекционер Стефан Эдлис (Stefan Edlis):«Не думаю, что кому-то по силам манипулировать таким большим рынком, но “руководить” ценами можно».

Пока что никому не удалось разведать, кто же является счастливым владельцем 100-миллионных «Элвисов». Но несмотря на то, что многие сделки со сверхдорогими работами окутаны шлейфом секретности, рынок Уорхола, благодаря своему объему, наверное, является более прозрачным, чем рынок любого другого художника. Брэнд «Уорхол» проник и в самые массовые, и в самые элитарные сегменты рынка; его охват настолько широк, что в сравнении с ним меркнут даже самые известные дома мод, добившиеся успеха как с одеколонами, так и с от-кутюр. Это очень подходит художнику, который умел сочетать «высокое» и «низкое», как никто другой.

Источник: economist.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091204_andy_warhol.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091204_andy_warhol.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».