Art Investment

Видеоиконы Билла Виолы украсят собор Святого Павла в Лондоне

Произведения американского художника помогают подружить церковь с современным искусством

Американский видеохудожник Билл Виола (Bill Viola) использует в своей работе самые современные технологии, с помощью которых он затрагивает вечные темы. Творчество Виолы можно назвать «духовным» в широком смысле этого слова: в нем находят свое выражение и учение дзэн-буддизма, и религиозные поиски художников эпохи Ренессанса. В своих видеоработах Виола стремится показать состояние «за пределами» — за пределами жизни и смерти, рая и ада, добра и зла. Таинственный потусторонний мир, в котором все движения замедлены, а звуки — приглушены. Поэтому в его видео так часто фигурирует вода, темные глубины, в которые медленно погружаются анонимные герои.

В связи с растущей популярностью современного искусства к нему начала выказывать интерес церковь. В последние годы она активно ищет способы, как бы с ним «подружиться». Мистические произведения Билла Виолы очень подходят для этой цели. По слухам, работы художника даже будут экспонироваться в павильоне Ватикана на Венецианской биеннале 2011 года. А недавно стало известно, что Виола создаст видеоиконы для лондонского собора Святого Павла.

Сейчас художник работает над этим проектом в своей студии в Лос-Анджелесе. Он собирается создать инсталляцию с двумя «образами», один из которых посвящен Богоматери, а другой — мученикам. Открытие инсталляции художника будет большим событием для Лондона — пока ни в одной из церквей города нет подобных работ. Кроме того, творения Виолы станут первыми в мире видеоиконами, экспонирующимися в таком известном храме. Собор Святого Павла, построенный в XVII веке архитектором Кристофером Реном (Christopher Wren), является символом британской столицы.

Недавно 57-летний Виола заявил в интервью Bloomberg, что перспектива стать автором главных видеоикон в Англии его «немного ошеломляет». Задание, которое дали ему власти Лондона, безо всяких преувеличений можно назвать сверхответственным — работы останутся в соборе навсегда.

Произведения Виолы уже экспонировались в храмах — правда, только на временных выставках. В 1996 году его видеоработа под названием «Посланник» украшала собой западную дверь собора города Дарем. В этом видео показана фигура обнаженного мужчины, мерцающая под толщей воды и медленно поднимающаяся на поверхность. Человек пробивает своим телом водную «стену», делает вдох и опять опускается под воду. По словам художника, «Посланник» является метафорой жизненного цикла человека и тайны человеческого существования. Виола говорит, что, создавая эту работу, он не имел в виду какое-то определенное религиозное учение. С другой стороны, он не отрицает влияние христианства на свою работу: «Если говорить о моей духовной практике, то меня нельзя назвать набожным христианином, но все равно я являюсь продуктом этой культурной системы». В своих произведениях он часто рассказывает о «трансформации, пороге между жизнью и смертью и замедлении времени». Обычно действие, которое в реальной жизни длится всего несколько секунд, — падение в воду, например — у Виолы растягивается на много минут. Сейчас «Посланник» экспонируется в берлинской галерее Haunch of Venison.

Почему у Виолы такое особое отношение к воде? Как сказал бы дедушка Фрейд, корни надо искать в детстве. Когда Виола был ребенком, он как-то поехал со своими родственниками на озеро, где чуть не утонул, — и если бы не дядя будущего художника, то сейчас бы вы не читали эту статью. Виола на всю жизнь запомнил те секунды, на протяжении которых он находился в шаге от смерти в безмолвном подводном мире.

В 2007 году видеоработы Виолы из серии «Океан без берегов», ставшие одной из сенсаций прошедшей в том году Венецианской биеннале, экспонировались в маленькой церкви Сан-Галло. В каждом видео черно-белые, как на старых фотографиях, мужчины и женщины проходят через водяную завесу и становятся цветными. В этой работе художник снова рассказывает об ином измерении, в котором люди находятся в течение нескольких мгновений между жизнью и смертью.

Билл Виола пока точно не знает, как будут выглядеть его видеоиконы для собора Святого Павла. Сейчас он активно изучает труды о запрестольных образах.

Материал подготовила Юлия Максимова

Источник: bloomberg.com , artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090123_bill_viola.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090123_bill_viola.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».