Завершается Пятый салон изящных искусств в Москве
ARTinvestment.RU   01 июня 2008

Завтра, 2 июня, завершает работу Московский международный салон изящных искусств — высококлассная арт-ярмарка ведущих галерей и ювелирных компаний мира, к которым присоединяются нескольких известных художественных галерей из Москвы («Проун», XL и др.)

Регулярная ежегодная ярмарка антиквариата, произведений модернизма и ювелирного искусства прошла в пятый раз. К удовольствию зрителей ряд галерей в этом году включил в экспозицию дерзкое современное искусство. Чуть меньшей остроты добавило участие в Салоне аукционных домов Dorotheum и Bukowskis — в галерейных ярмарках обычно такого конкурентного участия стараются избегать. По прежним публикациям в прессе известно, что планы по появлению на салоне были так же и у аукционной организации Hotel Drouot, но на сей раз такого участника не было. Может просто напутали чего.

Признаться, 40% позитивных впечатлений обеспечил первый же стенд ярмарки — территория старожила Салона MWFAF — Galerie Le Minotaure. Высокая левая стена была практически шпалерно завешана гуашами русского парижанина Андрея Ланского — большими иллюстрациями к «Книге бытия». У «Минотавра» было 45 таких работ, за которые просили примерно 360 тыс. евро. Идеологически довольно похожий графический цикл Ланской делал и для «Мертвых душ» Николая Гоголя. Разрозненные листы абстрактных иллюстраций, комбинированного текста про похождения Чичикова на мировых аукционах продавались примерно по 10 тыс. евро за одну гуашь. В этом свете цена за весь цикл не кажется завышенной.

В центре экспозиции французского «Минотавра» — среднеразмерный холст Василия Кандинского «Мрачный красный». Это уже 1927 год, завершен переход от экспрессионизма к абстракции, и на холсте уже строгий геометрический рисунок. У многих европейцев творчество «отца абстракции» ассоциируется как раз именно с такими работами, а не яркими импровизациями 1910-х годов, которые, собственно, и задали новый вектор в мировом искусстве. И все же геометрический «Мрачный красный» хорош: эстетичен, аккуратен, совместим с современным интерьером. Недаром за него просили около 2,8 млн. евро, что сопоставимо с ценами, достигаемыми на аукционах.

На стене справа — одна из самых эффектных работ салона. Недавний триптих «Адам и Ева» шестидесятника Владимира Янкилевского. Работа, возможно, изначально задумывалась как произведение музейного формата, когда исполинский размер (почти пять метров в ширину и более полутора метров в высоту) не является недостатком. Левую и правую части (обычно в триптихах иллюстрирующие мужское и женское начало) разбивает инсталляционная вставка, в которой «барельефными» средствами выполнен намек на суть эмблемы — «ин и янь». Пригашенная палитра левой и правой частей картины подчеркивает центр. И в целом смотрится легко, интересно и современно. За всю красоту, к тому же с серьезной выставочной историей, галеристы из «Минотавра» просили разумные деньги — 150 тыс. евро.

В основной своей массе экспозиция Салона была привычной и даже в чем-то ожидаемой. Западные галеристы успели привыкнуть к вкусам российских покупателей. Поэтому было много Шагала, по-прежнему много «русского Парижа» (де Сталь, Ланской, Поляков и др.), больше стало Пикассо и импрессионистов. Очевидно, продавцы чувствуют платежеспособный спрос на работы с ценой порядка 5-30 млн. долл. Например, шикарная «Женщина с флейтистом» Пикассо, которая стоит порядка 19 млн. долл. (галерея Lindsay Romero), или картина Поля Сезанна, которая по сообщениям прессы стоит около 28 млн. евро (галерея Schmit), «звучат» уже одними только ценниками. Впрочем, подобные цены на Салоне скорее исключение — в основной массе были представлены вещи более доступные. Вот, например, большой натюрморт 1917 года кисти ключевой фигуры в немецком экспрессионизме Макса Пехштейна в женевской галерее Artvera’s стоит 1 млн. евро.

Показалось, что активнее продвигаются художники-эмигранты, продолжившие после отъезда работу в Европе. Хотя признаю, что в основном такое впечатление формируется от масштабности и обилия представленных работ всего одного лишь Юрия Купера (Купермана). Его серые столовые приборы (ложки, вилки) и кисти высотой выше человеческого роста в рамах сечения бруса неизменно приковывали внимание. Особенно покупателей с бюджетами 50-80 тыс. евро. У последних, кстати, была возможность пообщаться и с самим автором. Бодрый Купер в эффектном шарфе (куда ж без него художнику) самолично присутствовал на Салоне.

А вот каких-то эпатажных вещей, способных нарушить экспозиционную гармонию или принцип выставочного добрососедства между антиквариатом и актуальным искусством, можно сказать и не было вовсе. А чего опасались? Что будут гробики с Уорхолом как на прошлом салоне? Ну на сей раз были гробики с куклами Барби, что выглядело не умнее дважды повторенной шутки. Восковые портреты Абрамовича, Прохорова и иже с ними? Ну так портрет Пинчука из этой же серии только что блистал в «Риджине» на Арт-Москве. Да и вообще этот цикл работ Хосе Мария Кано наверное правильнее отнести к продукции сувенирной, хоть и дорогой — по 35 тыс. евро за портрет. Словом, и в «актуальном» плане все прошло вполне чинно-благородно.

Еще из запомнившегося — скульптура «Мыслитель» Огюста Родена — произведение, известное по учебникам всем советским школьникам. Школьники выросли, разбогатели и, оказывается, могут в принципе купить себе собственного Родена. Например, на Салоне или после него. Короче, «Мыслитель» не уникален. Судя по подписи, запланировано до 25 экземпляров. Задумчивый бронзовый интеллектуал с Салона отлит в 1998 году (Роден умер в 1917) и имеет номер 7/25.

Вообще в этом году устроители Салона MWFAF совсем не боялись экспериментировать, что значительно повысило просветительскую роль салона. Ну как бы иначе в Москве увидели созерцательных, совершенно импрессионистических японцев, представленных токийской Gallery Shirashi, или китайцев, или австралийские росписи на стыке дизайна? Получилось как всегда супер, так что в ближайшее время статусу MWFAF как самого престижного коммерческого арт-мероприятия в Москве, ничего не угрожает.

Владимир Богданов


Источники:
www.moscow-faf.com, artinvestment.ru
 


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080601_mwfaf.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080601_mwfaf.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх