Интервью с куратором III Московской международной биеннале современного искусства Жан-Юбером Мартеном
ARTinvestment.RU   27 мая 2008

Знаменитый французский искусствовед, музейщик и куратор Жан-Юбер Мартен, посетил Москву в новом качестве — куратора III Московской международной биеннале современного искусства, которая состоится в 2009 году

Знаменитый французский искусствовед, музейщик и куратор Жан-Юбер Мартен, бывший директор парижского Центра Помпиду, дюссельдорфского Kunst Palast и парижского Музея искусства Африки и Океании, посетил Москву в новом качестве — куратора III Московской международной биеннале современного искусства, которая состоится в 2009 году.

— Вы уже видели выставочную площадку III Московской биеннале — гараж, построенный знаменитым конструктивистом Константином Мельниковым?

— Да. Потрясающее место. Прекрасно уже то, что это большое и одноэтажное пространство, в котором можно собрать всю биеннале. Я не люблю, когда приходится разбивать выставку на несколько площадок. Как-то неудобно предлагать зрителям, чтобы они бегали по трем-четырем разным местам.

— Само это здание, наверное, приглашает к диалогу с русским историческим авангардом...

— О, это уже столько раз делалось, я совсем не думал об этом в связи с биеннале.

— А о чем вы думали? У вас уже есть тема, основная идея выставки?

— У меня нет темы, но есть идея. Я не люблю все эти вычурные темы для выставок, ведь основная задача любой биеннале всегда одна и та же — представить некое видение того, что сейчас происходит в мире искусства. Мне хотелось бы показать произведения авторов, которых очень мало видели в России, — художников из Африки, Азии, Океании. Но показать иначе, нежели демонстрируют ставшее таким модным в последнее время современное искусство Китая или Индии. Я хочу показать не только художников, включенных в систему современного искусства, но и то, что делается вне метрополий, в другой среде, с иными целями — например, все то, что связано с религиозными практиками.

— Московская биеннале будет посвящена религиозному искусству? Вы, наверное, знаете, как болезненно в России складываются взаимоотношения современных художников, пытающихся говорить о религии, и православной общественности...

— Да, я слышал об этом и думаю, что выставка, которую я делаю, будет каким-то образом связана с этой дискуссией. Но я не хотел бы, чтобы все сводилось только к данной тематике — в искусстве есть множество интересных вещей, не имеющих никакого отношения к религии, о которой я упомянул, пытаясь объяснить свою точку зрения.

— На биеннале будут только представители экзотических культур или к ним присоединятся и более знакомые нам западные художники?

— Я только начал работу над проектом и пока не могу назвать имен. Мне еще только предстоит встретиться с художниками, обсудить с ними мои идеи, посмотреть, как они будут на них реагировать. Но, конечно же, будут и западные художники, и российские — надеюсь, их будет больше, чем на двух первых московских биеннале.

— С кем из современных российских художников вы уже работали как куратор?

— С Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым. С кем-то я хоть и не работал, но хорошо знаком лично — это Никита Алексеев, Вадим Захаров, Юрий Альберт. Со многими я познакомился, когда мы вместе с Андреем Ерофеевым делали биеннале в Черногории — в Цетине.

— Как вы работаете с художниками? Вы подбираете уже существующие произведения, подходящие для вашей концепции, или работаете вместе с художником?

— Что касается российских художников, мне бы хотелось либо заказывать им произведения, либо по крайней мере показывать совсем новые работы, а не то, что местные завсегдатаи выставок и так уже наизусть знают. В отношении иностранных художников я себя чувствую куда свободнее — существует множество произведений, которые в Москве еще не показывались. Да, 30 лет назад показать в Венеции работу, которая уже была на «Документе», считалось дурным тоном. Но при нынешней сотне с лишним биеннале нет ничего страшного в том, чтобы показать в Москве произведение, которое уже было, скажем, в Кванджу или Иокогаме. Мы должны работать очень быстро, и мне просто необходимо иметь несколько готовых работ, на которые я могу опереться, составляя экспозицию. Когда всем художникам дается карт-бланш, выстроить заранее драматургию выставки просто невозможно. В тоже время, учитывая обширную географию моей выставки, привезти в Москву всех участников невозможно по чисто финансовым причинам — в анологичном положении находятся все биеннале.

— Чем Московская биеннале может отличаться от множества других биеннале, существующих в мире, — я говорю не только о вашем проекте, но вообще о ее месте и роли на мировой арт-сцене?

— Не стоит обольщаться и считать, что Московская биеннале вскоре сравняется с Венецианской или с «Документой». Места под солнцем мало — а вы прекрасно знаете, как много биеннале сегодня существует. Роберт Сторр насчитал их, кажется, 110 штук, хотя на самом деле эта цифра больше. В любом случае биеннале придает некий особый статус русской арт-сцене и самой Москве. Но для меня это прежде всего выставка, которая позволит московской широкой публике увидеть новые произведения со всего мира, созданные классными художниками, увидеть выставку, которая задается вопросом о том, что такое сегодняшний мир с точки зрения культуры и искусства.

— Но этот вопрос, видимо, формулируется по-разному в зависимости от местного контекста — в Москве он звучит иначе, нежели в Венеции, Лионе, Сан-Паулу или Шанхае...

— Но делать Московскую биеннале пока что приглашают западных кураторов. Если бы она должна была решать какие-то типично российские проблемы, ее должен был бы делать отечественный куратор. Но я надеюсь, что выставка, которую делает куратор со стороны, поможет местным интеллектуалам и художникам выйти за пределы одного и того же круга вопросов и одних и тех же способов отвечать на них.

Источники: www.kommersant.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх