Чиновнику Третьяковской галереи и куратору «Запретного искусства» предъявлено обвинение
ARTinvestment.RU   27 мая 2008

Профессиональному искусствоведу, куратору с мировым именем, заведующему Отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Андрею Ерофееву предъявлено обвинение в разжигании религиозной розни

22 мая заведующему Отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Андрею Ерофееву предъявили обвинение по печально знаменитой статье 282 Уголовного кодекса РФ. С Ерофеева взяли подписку о невыезде. Ранее, 13 мая, аналогичное обвинение было предъявлено следственным отделом по Таганскому району Следственного комитета при прокуратуре РФ Юрию Самодурову, директору Общественного центра имени А. Сахарова, где проходила скандальная выставка. И Ерофееву, и Самодурову обвинения предъявлены по 282 статье УК РФ, часть 2: «возбуждение расовой, национальной и религиозной вражды с использованием служебного положения». Максимальное наказание, предусмотренное по этой статье, — пять лет лишения свободы.
Возбуждение уголовного дела связано с выставкой «Запретное искусство 2006», которая прошла в музее в марте 2006 года и вызвала протесты православных организаций. На организованной искусствоведом Ерофеевым выставке «Запретное искусство 2006» были представлены произведения, не прошедшие отбор на Московскую биеннале и не разрешенные к показу в московских галереях и музеях в 2006 году. Полотна скандально известных авторов Авдея Тер-Оганьяна, Вячеслава Мизина, Александра Косолапова и других содержат сексуальные сцены, табуированную лексику и опасные шутки на религиозные темы.
Среди экспонатов оказалась и запрещенная к показу в Третьяковской галерее работа Александра Косолапова «Икона икра», изображения Микки-Мауса и Ленина. На картине Косолапова «Реклама «Макдоналдса» потребление гамбургеров сравнивается с церковным причастием, а на работе Вячеслава Сысоева участники крестного хода изображены в противогазах. В рекламном листке, вручаемом посетителям на входе, сообщалось, что программа «Запретное искусство» рассчитана на несколько лет, а ее цель — мониторинг и обсуждение характера и тенденций цензуры в области культуры.
Надо сказать, что организаторы выставки попытались максимально обезопасить себя от упреков в оскорблении чувств верующих. Экспозиция была выстроена по принципу своеобразного пип-шоу — все работы закрыли фальшстенами, и увидеть их можно было только фрагментарно, через маленькие дырочки. При этом посетителей предупредили о характере работ и не рекомендовали осмотр лицам, не достигшим 16 лет, а фотографировать картины запрещалось.
О возбуждении против него уголовного дела и о причинах этого рассказал сам Андрей Ерофеев в интервью немецкой газете Deutsche Welle.

Deutsche Welle: Как вы расцениваете предъявленное обвинение в уголовном преступлении за организацию выставки «Запретное искусство» Юрию Самодурову, директору Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова?

Андрей Еврофеев: Дело в том, что дело возбуждено не только против Самодурова, но и против меня как куратора этой выставки. И мне предъявлено точно такое же обвинение, как и Юрию Самодурову.

— Напомните, в чем состояла суть организованной вами выставки?

У нас была задача провести мониторинг появившейся в России новой цензуры. Почти 20 лет мы прожили без цензуры и привыкли к тому, что можно выставлять и показывать все что угодно. И что выставки делаются по профессиональным критериям качества, отбираются наиболее характерные или качественные, лучшие материалы.

Но начиная с 2006 года в подготовку выставок стали снова вмешиваться начальники. Причем, это не звонок из Кремля или Государственной думы, это начальство низшего уровня, непосредственное руководство, которое приходит на выставку перед вернисажем, и говорит — это снять, это убрать, это висеть не может. Без всяких аргументов и каких-либо обсуждений, просто снять, и точка.

— А с чем связано, что до 2006 года не было этих проблем, а после 2006-го они появились?

Это веяние времени. Появилась вот такая самоцензура культурных институций, которая наблюдалась и в Третьяковской галерее, и во многих других музеях. И процесс пошел по нарастающей, то есть стали снимать все больше и больше, все большее количество художников попадали под эту самоцензуру. Причем не какие-то маргиналы, а известные художники, такие как Илья Кабаков, Леонид Соков, Александр Косолапов, наши крупнейшие фигуры.

Поэтому я предложил Юрию Самодурову, когда в очередной раз у меня с выставки «Соцарт» сняли работы Бахчиняна, Сысоева и других, выставить эти работы в его маленьком центре, куда приходят люди посвященные, куда широкая публика не ходит. Выставить эти работы не для того, чтобы показать этот запрет, а чтобы обсудить, как поступать в таком случае с проблемными работами.

— Какие именно работы преимущественно снимались?

Снимают те произведения, в которых есть нецензурные выражения, есть обнаженная натура, не говоря уже о сексе, если какой-нибудь политик изображен в неподобающем виде или используются религиозные знаки и символы в неканонической форме. Эти темы закрыты, эти вещи снимаются, кто бы их ни написал, когда бы они ни были сделаны. Например, у меня с выставки снимали картины 70-х годов.

Так вот, я предложил Самодурову выставку-рефлексию по этому поводу, выставку-обсуждение, как действительно быть с проблемными работами. Может, их в больших музеях не показывать, а выставлять в других местах, может, сопровождать какими-то подписями, чтобы родители не показывали детям.

— И к какому выводу пришли?

На этом обсуждении многие говорили, что вообще проблемы такой нет, что ее высосали из пальца, что сейчас все открыто, и каждый делает, что хочет. Но тут обиженные подобными произведениями граждане стали писать очень активно в Интернете, заваливать прокуратуру письмами с требованиями возбудить против нас уголовное дело, заявляя, что люди, придя на выставку, были оскорблены.

Был пикет, митинг Движения против нелегальной иммиграции. Это такая чернорубашечная организация, которая далека от православных христиан, но, тем не менее, тоже использует какие-то тезисы об обидах и оскорблениях. В общем, как я бы это определил, выставка была заведомо недобросовестно интерпретирована со стороны мелких групп политико-религиозного толка.

Самое неприятное в этом, что к высказываниям и претензиям этих граждан прислушалась прокуратура, и дело было возбуждено по статье 282 «Разжигание национальной и межрелигиозной розни». Хотя, конечно, ни о каком разжигании ни нами, ни художниками речи быть не может.

И теперь мы получили обвинение от следователя, которое абсолютно солидаризируется с претензиями оскорбленных граждан. То есть он на шести страницах так интерпретировал произведения, как будто изложил мнение этакого маргинального отшельника, пензенского сектанта. Это все написано человеком, который никогда не имел дело с продуктами современной культуры, который в этой области абсолютно ничего не понимает. Но это такая намеренная, игровая лукавая позиция, следователь прикидывается ничего не понимающим простаком.

— Каковы возможные последствия уголовного дела?

Это, во-первых, приведет к суду, дальше к какому-то приговору — к штрафу или к более серьезному наказанию. Речь может идти и о заключении, потому что у Юрия Самодурова уже есть одна такая незакрытая судимость, в общем, ситуация очень серьезная.

Эта позиция намеренного наигранного непонимания, намеренной зловредной интерпретации, проявляемая следствием, разрушительна и опасна и в нашем конкретном случае, и для социального мира в стране. Мы профессионалы, мы готовы серьезно обсуждать и отвечать за свои действия, но перед нами встречная сторона разыгрывает дурака.

Источники: www.ej.ru, www.dw-world.de


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080527_erofeev_charge.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080527_erofeev_charge.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх