- Чолария И.М. "Дама и ветер"
- Чолария И.М.
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
Шедевры Малевича готовятся к аукциону?
ARTinvestment.RU 05 мая 2008
24 апреля 2008 года сразу несколько авторитетных источников сообщили о достижении соглашения между городскими властями Амстердама и наследниками Казимира Малевича по поводу спорных работ авангардиста из собрания Stedelijk Museum
24 апреля 2008 года сразу несколько авторитетных источников, включая агентство Bloomberg и The New York Times, сообщили о достижении соглашения между городскими властями Амстердама и наследниками Казимира Малевича по поводу спорных работ авангардиста из собрания Stedelijk Museum. Нью-йоркская адвокатская контора Herrick, Feinstein LLP, представляющая интересы наследников, добилась передачи им пяти значительных работ из музейной коллекции.
Считается, что сам Стеделийк Музиум был добросовестным приобретателем работ. В 1958 году они были куплены у Хуго Хэринга. Другое дело, что Хэринг, похоже, не имел права распоряжаться ими как своей собственностью. На чем и сыграли адвокаты. Из комментариев агентств удается понять, что по голландским законам из-за истечения срока давности перспективы у исков в Европе не было. Поэтому юридическая атака началась в тот момент, когда часть собрания Стеделийка, 14 картин, отправилась в 2003 году на выставки в Штаты — в нью-йоркский Гугенхайм и хьюстонский Menil Collection, где стала уязвимой для исков.
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча). 1916. Холст, масло. 88 x 70,5. Собрание наследников МалевичаИсточник:
Тут лучше остановиться и перевести дух, чтобы, разгоняя юридический туман, суметь оценить масштаб судебного решения. Считается, что в Стеделийке находится не только самое большое, но и самое представительное собрание работ Малевича. Понятно, что оно сформировано не только из работ для берлинской выставки 1927 года, но и из части коллекции Николая Харджиева и его жены Лилии Чаги. Той самой коллекции с архивом, которая была неофициально вывезена из СССР в 1990-е годы и тоже вызывает юридические споры.
Но это опять же нюансы. Важнее другое. Дело в том, что для берлинской выставки 1927 года Малевич отобрал лучшее. Это была своего рода ретроспектива и, конечно, шанс заявить о своем новаторстве и творческом приоритете на мировом уровне. Очевидно, Малевич опасался, что его работы, а значит, и идеи могут быть на долгие годы похоронены советскими властями. И, как теперь понятно, оказался прав. В СССР ковали новую религию, новую символику — конкуренты были не нужны. Словом, в Стеделийке оказалась шикарная подборка супрематических масел 1915-х годов (размером 70 х 60, а порой и метровых), кубистические композиции 1913–1914 годов и другие ценные работы. Все законченные, высочайшего качества, шедевры. В конце апреля уже стало известно, какие именно из работ отсудили наследники. Впрочем, уже по опыту предыдущих урегулирований можно было догадаться, что в качестве и ценности им разобраться помогут. Когда Стеделийк опубликовал изображения на сайте (
Поразительно, как порой повторяется интрига. Меняются только цифры, канва событий остается. Сюжет с исками наследников Малевича не сложно найти в электронной «подшивке» журнала Art in America за октябрь 1999 года: «Нью-йоркский Музей современного искусства заключает соглашение с наследниками Малевича» (
Юридическая уязвимость у права музея на работы Малевича появилась в результате почти детективной истории, которую, признаться, породили не только люди, но и зловещая атмосфера того времени. Понятно, что реконструкция событий 80-летней давности грешит многими неточностями. Так что необходимо брать поправку на несовершенство источников, да и вообще на количество трактовок — правильнее относиться к этой истории как к определенной легенде.
В 1927 году Малевич получил свое первое и, как позже выяснилось, последнее разрешение на выезд за рубеж — для подготовки выставки в Берлине. Из своей ленинградской студии в Германию художник привез около ста работ, включая около семидесяти живописных. Но еще до истечения срока поездки Малевича телеграммой неожиданно вызвали назад в страну. Предвидя неладное, но все же надеясь вернуться, Малевич оставил свои работы на хранение архитектору Хуго Хэрингу. Однако забрать работы Малевичу было не суждено: за рубеж его больше не пустили до самой смерти в 1935 году. По окончании выставки Хэринг отправил работы супрематиста на хранение директору музея Ганновера Александру Дорнеру. У него-то их и увидел тогдашний директор МОМА Альфред Барр, который отбирал в Европе материал для выставки «Кубизм и абстрактное искусство». Якобы считая Дорнера правомочным распорядителем работ, Барр купил у него две картины и пару рисунков. А еще семнадцать работ отобрал на выставку в Нью-Йорке. По разным источникам, количество работ разнится — но теперь это уже не важно. По другим источникам, Дорнеру надо было любой ценой получить визу, чтобы уехать из Германии, и есть мнение, что картины Малевича использовались как аргумент в этом вопросе.
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Супрематизм, 18-я конструкция. 1915. Холст, масло. 53 x 53. Собрание наследников МалевичаИсточник:
Каким-то чудом этот груз удалось переправить за океан. Исторический пейзаж был такой, что нацистами уже вволю навешивались ярлыки «дегенеративного искусства». Уже шли конфискации, и даже своего, купленного, Малевича, который тоже представлял «искусство вырождения», директор Барр провозил через границу тайком, спрятав холсты в зонтике. Спустя три года после описанных событий и самому Дорнеру пришлось эмигрировать в США, захватив с собой одну картину и рисунок. А оставшиеся — вернуть обратно Хуго Хэрингу, с которого все и началось. Что бы потом ни говорили про Хэринга, но ему все-таки удалось надежно спрятать картины и рисунки и сберечь наследие Малевича в период военного лихолетья.
Тем временем работы, уплывшие за океан, регулярно выставлялись в МОМА. В 1963 году, когда почти за три десятка лет никто из наследников не заявил своих прав, они стали частью постоянной музейной коллекции. Проблемы начались только в 1993 году, когда после распада СССР наследники Малевича при содействии немецкого историка искусства Клеменса Туссена инициировали переговоры с МОМА о возврате работ. В результате в 1999 году нью-йоркский музей современного искусства согласился выплатить наследникам денежную компенсацию (размер не назывался, но, по слухам, было заплачено около пяти миллионов долларов) и вернуть одну из шестнадцати картин — «Супрематическую композицию» с черным и красным прямоугольниками, образующими крест. Остальные пятнадцать работ вроде бы остались в экспозиции музея. Так писали газеты того времени. Встречается и другая версия, что картин вернули больше (во что слабо верится). Но надо признать, что музей в любом случае легко отделался.
Судьба же отсуженной в 1999 году у МОМА «Супрематической композиции» была ясна как божий день. Уже в мае 2000 года на аукционе Phillips в Нью-Йорке холст продали за 17 миллионов долларов против ожидаемых десяти миллионов. Возможно, этот опыт и научил наследников впредь на деньги не соглашаться — картинами брать выгоднее.
Тогда же, в 1999 году, судя по тексту статьи, уже было известно, что следующие цели наследников Малевича — это Harvard's Bu sch- Reisinger Museum (там осели вывезенные Дорнером две работы) и амстердамский Stedelijk Museum, куда наследниками Харинга были проданы более тридцати работ Малевича из числа произведений с выставки 1927 года, сохраненных архитектором. Теперь известно и про Стеделийк.
Отношение к результатам наследных и реституционных споров — как к выигрышу в лотерее. Повезло. Значит, скоро аукцион. Вспомним, как недавно возвращался и продавался реституционный Густав Климт, как возвращался и продавался Эгон Шиле. От посетителей музеев не убудет. Зато на рынок единственным возможным на сегодняшний день способом поступят шедевры одного из самых значительных художников XX века. В первый раз за десятилетие и, возможно, в последний раз в истории. Причем шедевры Климта и Шиле еще выйдут на торги: есть источники, а вот Малевич такого класса — вряд ли. Вдвойне важно, что эти вещи будут не просто с железным провенансом, но теперь еще и полностью «белые» с юридической точки зрения: их нового владельца уже не смогут терроризировать претензиями, играя на сомнительном происхождении. Полностью легальный Малевич, освобожденный от темного прошлого, — это огромная редкость на рынке, то есть вещь, обладающая высочайшей ликвидностью.
Коллекционеры хорошо понимают, что сейчас или никогда. Битва за пятерку из Стеделийка предстоит нешуточная. Робкие прогнозы типа «стоят никак не меньше двадцати миллионов» — это болезненная скромность. Отборное супрематическое масло такого качества, какое отсудили у голландцев, сегодня может стоить и 60, и 70 миллионов долларов, и больше. Так что наш прогноз — в ближайший год имя Малевича переместится с 5-го места в рейтинге самых дорогих картин русских художников как минимум на второе, а то и на первое. В среде опытных коллекционеров, хорошо разбирающихся как в направлении, так и в рыночной ситуации, есть мнение, что рекорд в 72 миллиона долларов Марка Ротко будет все же побит. И тогда у Малевича будет заслуженное первое место. Что ж, весьма вероятно.
Понятно, что американский абстрактный экспрессионист российского происхождения тоже не лыком шит. С результатом в 72 миллиона долларов свое место на пьедестале он вряд ли так просто уступит. Кстати, по иронии судьбы, с наследием Ротко тоже был связан громкий скандал. Картинами, завещанными фонду Ротко, после смерти художника ловко «распорядились» доверенные лица. И только после многолетних прений дочери художника удалось отсудить часть картин и денежную компенсацию у галереи «Мальборо». Впрочем, это уже другая история.
Источники:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080505_Malevich.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080505_Malevich.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Чолария И.М. "Дама и ветер"
- Чолария И.М.
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов