Каталог подделок: выстрел из прошлого
ARTinvestment.RU   22 октября 2007

Времена очевидных фальшаков уходят в прошлое. Но, к сожалению, из прошлого тоже бывают выстрелы.

Времена очевидных фальшаков уходят в прошлое. Но, к сожалению, из прошлого тоже бывают выстрелы. Один из них и прогремел — зачем-то к открытию Салона.

Нетрудно догадаться, что речь идет о скандальном справочнике «Каталог подделок произведений живописи», подготовленном Анатолием Вилковым и Владимиром Петровым при покровительстве Россвязьохранкультуры. Данный труд представляет собой пухлый иллюстрированный каталог, на каждой странице которого приводятся два изображения: вверху — фотография лота из каталога западноевропейского (датского, шведского и т. д.) аукциона примерно 2001–2004 годов, а внизу — изображение той же картины, но уже с русской подписью и с русского рынка (можно предположить, что из атрибуций Третьяковской галереи). Вверху — малоизвестные «куккуки» (обычно экранные снимки из онлайн-каталогов), а внизу они уже «киселевы», «лагорио», «горбатовы», да кого там только нет.

Технология жуликов широко известна уж точно года два. На местных европейских аукционах за «пятерку-десятку» покупались малозначительные художники XIX века. Понятно, что покупали люди с наметанным взглядом, которые определяли сходство манеры и прикидывали, кого из европейцев можно без особых хлопот превратить в наших передвижников или великих пейзажистов. Где-то дорисовывали самовар, где-то убирали или переодевали людей. Подписи, само собой, меняли. И перелицованные «маринусы-куккуки» реализовывались на внутреннем рынке с «маржой» 800–1000 %. Удивительно, что мошенники надменно не беспокоились даже об элементарном заметании следов: исходники продолжали висеть на сайтах в каталогах аукционов. Их даже не просили убрать, хотя покупателю в таких вопросах обычно идут навстречу. Еще перед закрытием сделки фальшаки, конечно, снабжались экспертными заключениями (обычно авторитетных музейных организаций).

Как? Этот вопрос тоже поднимался не вчера. Вместе с популярной пару лет назад коррупционной версией (а другие казались фантастически наивными) сегодня можно принять и еще несколько. Главная альтернативная версия: эксперты, воспитанные в советские времена на осознании уникальности качества русской живописи, действительно допускали ошибки атрибуции. Просто потому, что эксперты не были хорошо знакомы с западноевропейской школой, в созвучии с которой работали и наши художники того времени. То есть представить, что рядовой малоизвестный художник дюссельдорфской школы работал с качеством Ивана Шишкина, было почти невозможно. Есть о чем погрустить.

Вообще, по этому поводу запомнилась фраза из статьи Татьяны Маркиной: «Западноевропейское искусство XIX века уже лишилось одной тысячи картин, переписанных на русские имена. А русское искусство XIX века ничего не приобрело, кроме неверного осознания того, что наши художники, которых мы считали великими, на самом деле ничем не отличаются от самых захудалых европейских». И, наверное, неспроста русская академическая живопись имеет лишь национальное значение. Ведь в мировой истории искусства она не является феноменом, в отличие, скажем, от русского авангарда, или даже заметным явлением уровня концептуализма.

Впрочем, не об этом речь. В истории с каталогом подделок есть еще один нюанс. Приходилось слышать, что в него вошли несколько картин с неверной атрибуцией в обратную сторону. То есть, например, когда в военные и другие трудные годы вывозилась картина русского художника (имя которого мало что значило для зарубежного рынка) и на нее ставилась фальшивая подпись западного художника (иногда чуть ли не гуашью по маслу). Случаи «перелицовки» таких вещей, пусть единичные, тоже вошли в нашу «криминальную хронику».

Каталог подделок вообще вызвал неоднозначную реакцию специалистов рынка. Позитивный момент есть. Понятно, что покупатели не должны пребывать в состоянии детской доверчивости. И если люди не перестанут терять бдительности только потому, что объявленная цена вещи превышает 100–200 тысяч долларов (рассуждение: за такие внушительные деньги товар может быть только первоклассным), то честным операторам рынка это не пойдет во вред. С другой стороны, форму преподнесения этой информации и момент опубликования трудно назвать удачными. Анонсировать «Каталог подделок» перед антикварным салоном все равно что начинать доброе застолье с демонстрации иллюстрированного медицинского справочника заболеваний печени. Кому адресовано? Коллекционеры — люди взрослые, и так все знают. Словом, только покупателям аппетит перепортить. Ну и ставка на то, чтобы переполошить людей, сыграла. «Каталог подделок» за 3 000 рублей впору было печатать в металлической обложке (как выпускала фотоальбом «Секс» Мадонна) — обязательно затрут до дыр. Сюжет о том, как плачут обманутые богатые, с успехом прошел по центральным каналам. Зрители любят разоблачительные «детективы». Ну а всем остальным остается ждать новых серий. Предположительно, уже готовится второй том увлекательных разоблачений.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20071022_poddelka.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20071022_poddelka.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх