Art Investment

Художники и цены

Персона недели: Анатолий Чечик

В галерее ARTinvestment.RU «21-й век» 31 января 2024 открывается персональная выставка талантливого современного художника Анатолия Чечика «Сценография времени. Портрет эпохи». Автор, начинавший свой путь с профессионального архитектурного образования и многолетнего опыта работы театральным художником-постановщиком и режиссером, сохранил эту театральность образов и в своей станковой живописи. Творчество Анатолия Чечика опирается на обширнейший культурный базис, его работы полны отсылок к истории мирового искусства, которую автор воспринимает как единое пространство человеческой культуры.

По мнению искусствоведа Нины Геташвили, творчество Анатолия Чечика можно отнести к трансавангарду. Представители этого направления, зародившегося в Италии в конце 1970-х, в противовес художникам-концептуалистам, провозглашали возвращение к традиционным живописным техникам, к свободному использованию художественных стилей прошлого в сочетании с экспрессивностью и ярко выраженным личностным началом. Работы Анатолия Чечика наполнены постмодернистской иронией, автор свободно обращается с накопленным культурным багажом. При этом явное ощущение дуализма мира делает философскую основу его живописи схожей с символистской, а порывистость и звучность колорита, фактурность мазка и интенсивность переживания — с экспрессионистской.

Анатолий Чечик родился в 1953 году. Окончил архитектурный факультет Киевского государственного художественного института (мастерская Н. Б. Чмутиной, 1976). Далее работал в институте «Киевпроект»: на счету Чечика-архитектора несколько осуществленных проектов. В конкурсе на реконструкцию Бессарабской площади в Киеве он получил первую и третью премии. В 1980 году вступил в Союз архитекторов.

С 1978 года Анатолий Чечик работал художником-постановщиком, оформил около 100 спектаклей в различных театрах Украины. Работал главным художником Киевского городского театра кукол (с 1983), художником-постановщиком и режиссером в Академическом театре им. И. Франко (1984) и других театрах. В 1988 году Анатолий Чечик переехал в Тбилиси, где до 1991 года работал в студии экспериментальной графики в Тбилисском Доме художников. С 1992 года художник живет в Москве.

Анатолий Чечик принимал участие в  республиканских, всесоюзных и международных выставках с 1980 года. С 1996 года он входит в Московский союз художников, а в 2021 году стал членом-корреспондентом Российской Академии Художеств. Персональные выставки художника прошли в Берлине, Кембридже, Мадриде, Таллине, Москве (в ЦДХ, ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, Галерее Зураба Церетели и др.). Картины Анатолия Чечика находятся в частных коллекциях в СНГ, Франции, Англии, США и Израиле.

Занятия станковой живописью и графикой у Анатолия Чечика поначалу шли параллельно с работой театрального сценографа. Однако в какой-то момент он решил окончательно уйти из традиционного театра и полностью посвятить себя самостоятельному творчеству. Одной из причин такого жизненного поворота было понимание того, что театральное искусство сиюминутно, оно существует лишь «здесь и сейчас», когда зрители смотрят спектакль в театральном зале. И каждый спектакль уникален: актерская игра и настроение зала не повторяется никогда. А после того, как опустится занавес, память о происходившем на сцене останется лишь в воспоминаниях очевидцев.

С авторскими произведениями искусства всё иначе: они остаются в музеях и коллекциях осязаемыми, физическими объектами. Поэтому Анатолий Чечик ушел в самостоятельное творчество. Причем это не только станковая живопись и графика. Свою страсть к театру Анатолий претворил в серию визуальных произведений под общим названием Flashtheatre. Это уникальный пример медиа-искусства, созданного при помощи современных цифровых технологий и не попадающего под какое-либо стандартное определение вроде видео-арта или анимационного фильма. Произведения серии напоминают своего рода анимационный спектакль, сценаристом, режиссером, сценографом, костюмером и хореографом в котором становится художник. Произведения флэш-театра длительностью от 2–3 до 15–17 минут «фиксируют в цифровом мире память о прошлом и рефлексию современности по поводу “вечных тем” в искусстве, пользуясь интертекстом –— главным языком постмодернизма» (А. Ю. Королева, academia.rah.ru). Достаточно посмотреть на темы, выбранные Анатолием Чечиком для своих визуальных произведений, чтобы понять, о какой рефлексии идёт речь. Всего в серии «Flash-театр» уже одиннадцать работ, являющихся авторским прочтением драмы «Дон Хуан Тенорио» Соррильи, «Декамерона», «Войны и мира», «Илиады», чеховской «Палаты № 6», «Болеро» Равеля, гоголевской «Шинели» и других. Эти произведения можно увидеть на личном сайте художника.  

Из самого первого «спектакля» флэш-театра «Дон Тенорио» родился замысел живописного цикла «Leporello» (2016) — несколько произведений из него будут представлены на нашей выставке в галерее «21-й век». Художник выступил с идей нового жанра, обозначив его как «пьеса в живописи». Лепорелло — термин филокартии, обозначающий открытку (набор открыток), где изображения прикреплены друг к другу длинными сторонами, образуя «гармошку». Этимология термина восходит к опере В.-А. Моцарта «Дон Жуан», к той сцене, где слуга Дон Жуана по имени Лепорелло демонстрирует внушительный список любовных побед своего хозяина, разворачивая его через всю сцену.

В прочтении Анатолия Чечика Дон Жуан Тенорио посетил мастерские знаменитых художников — Рубенса, Буше, Курбе, Гогена, Модильяни, Климта, Тулуз-Лотрека, Дега, Пикассо, Шиле, Серова, Брюллова и других — в тот момент, когда они писали своих муз. Чечик изобразил красавиц, вдохновлявших великих живописцев разных эпох, но придал их образам больше человечности. Для этого к каждой работе цикла была подобрана броская фраза, которую могла бы сказать натурщица рисующему её художнику. Так, на выставке будет представлена работа из цикла «Leporello», отсылающая к знаменитому портрету «Шубка. Портрет Елены Фоурман» Питера Пауля Рубенса (1636/1638). Только в версии Анатолия Чечика обнаженная супруга Рубенса, уставшая позировать стоя, взмолилась о передышке и присела на шубу со словами «Я немного посижу» — именно так называется работа.

Другой известный цикл, работы из которого будут представлены в зале галереи «21-й век», — «Лабиринт». Всего в серию 2006–2008 годов входят 90 картин. Это живописный «роман-инсталляция», в котором каждая работа связана с двумя-тремя соседними. Работы перетекают друг в друга через связующие их пейзажи, деревья, архитектурные элементы. В этом причудливом фантасмагорическом лабиринте смешиваются реальные впечатления художника и философские притчи, герои древних мифов и портреты реальных людей из окружения автора, включая его самого.

Инсталляция «Лабиринт» представляется метафорой «жизненного потока», в котором неожиданно всплывают из глубин памяти давно забытые картины — из прошедших лет или пережитые совсем недавно. В созданном Анатолием Чечиком мире все соединимо, все театрально и все возможно. «Лабиринт» является также названием написанной художником поэмы, в которой различные детские воспоминания, впечатления юности, заметки из путешествий и размышления художника нанизываются на нить повествования так же, как это делают его картины в живописном романе-инсталляции. На выставке в галерее «21-й век» будет представлен «Автопортрет» художника — своеобразное сердце «Лабиринта», а также работы «Минотавр», «Восточный бастион», «Вид на Тбилиси с Капитолийского холма», «Триптих» и другие произведения из этой серии.

Ещё один жанр, получивший оригинальное прочтение в творчестве Анатолия Чечика, — это портрет. Художник мастерски трактует образы своих современников, будь то усатый продавец винограда на базаре, спрятавшаяся за нитями чурчхелы красавица, вышивающая старушка, цыганка или старый морщинистый ювелир за работой. От более гладкой манеры письма в более ранних портретах (представленный на выставке «Портрет жены») художник всё больше уходит в свежих работах в сторону экспрессивного, дробного пастозного мазка, создающего дрожащую, пульсирующую красочную поверхность. В отдельных портретах («Тыквы», 2022; «Виноград», 2022; «Шкварки», 2023) лица словно рассыпаются, деформируются. А может быть, перед нами обратный процесс — собирание образа из отдельных фрагментов.

Анатолий Чечик, как мозаику, собирает, продумывает драматургию каждой из своих работ, серии работ или выставочной экспозиции. Он истинный сценограф времени, в котором у каждой эпохи будет свой портрет. Как говорит Анатолий Чечик:

«Есть время для цвета, и есть время для линии.
Время для solo и время для tutti.
Время может быть пастозным, и время может быть транспарентным.
Время контраста и время сфумато.
Время сострадать и время презирать.
Время ора и время тишины.
Это и есть ритм.
Ритм моего сердца».

Выставка Анатолия Чечика «Сценография времени. Портрет эпохи» пройдет в галерее ARTinvestment.RU «21-й век» с 31 января по 25 февраля 2024. Экспозицию можно будет посетить по адресу: Москва, Гороховский пер., 7, в будни, с 10:00 до 19:00.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20240129_chechik_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20240129_chechik_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».