Открыт аукцион «Художники театра: вне кулис»
Куратор Лилия Баишева представляет каталог 114-го аукциона «XXI век. Современное российское искусство» — нетеатральные работы сценографов: Анастасии Воронковой, Анастасии Глебовой, Марии Заикиной, Владимира Мартиросова, Андрея (Дюди) Сарабьянова
Искусство XXI века — явление, всегда описываемое в категориях с приставкой «пост». Казалось бы, как в такую прогрессивную среду встраивается традиционный жанр театральной сценографии? (Безусловно, и в этой сфере немало имен, воспринимаемых в контексте авангарда: это и лауреаты «Золотой маски», работающие в государственных театрах, и молодые дерзкие мастера, экспериментирующие на маргинальных площадках со своей особой публикой, — и все же некий архаизм или, говоря мягче, традиционализм присущ самой этой институции.) Но не следует забывать, что синтетизм, являющийся имманентным и наиважнейшим ее свойством, локализует поиск новых форм и художественных открытий как цель (хотя, разумеется, не основную) на сценических подмостках. Сегодня, на излете первой четверти столетия, когда культурное наследие прошлого не только полностью освоено и переосмыслено, но и становится точкой отсчета для следующих поколений, стилей и направлений, можно утверждать, что самые яркие страницы творчества пишутся молодыми художниками, формирование которых пришлось на бурную и открытую эпоху 1990-х.
Интересно, что такое же бурление (пусть и с иными качественными характеристиками) переживало искусство первой трети XX века — времени уникального взлета едва ли не во всех творческих сферах и жанрах. Именно в эти годы театр становится точкой схода деятельности самых передовых художников эпохи в нашей стране. Гармония и поиск — вот основополагающие моменты этого времени. Возможны ли открытия и прорывы в сегодняшнем сценографическом искусстве? Несомненно — да. Но сценография — это лишь специализация, неосуществимая без классической выучки, знаний, техники. Кураторский аукцион Лилии Баишевой «Художники театра: вне кулис» из проекта «XXI век. Современное российское искусство» — попытка показать нетеатральные работы молодых художников-постановщиков, чья основная деятельность не связана, казалось бы, ни со станковой живописью, ни с графикой, ни с арт-дизайном, но логически существует с ними в общем контексте. Задача куратора — провести зрителя во внутреннюю лабораторию художников, где проверяются смелые идеи, претворяются замыслы, осуществляется исследование себя и окружающей действительности, ищутся точки соприкосновения с мировым искусством (а таких точек немало, да их и не может не быть!).
Анастасия Андреевна Воронкова (1990) — художник-постановщик из семьи архитекторов. Ее дед Леонид Львович Яхнин после окончания МАРХИ стал детским писателем и переводчиком, а двоюродный брат бабушки Михаил Лазаревич Ушац работал в Еврейском театре «Шалом». Отец, Андрей Яхнин, был членом арт-группы «Чемпионы мира». Сама Анастасия в 2007 году поступила на отделение художника по костюму во ВГИК, позднее перевелась на отделение художника-постановщика кино и ТВ (мастерская Александра Никитича Толкачева), которое и окончила в 2013 году.
Ее дипломной работой стали эскизы к повести Исаака Бабеля «Конармия». Как художник-постановщик работала в кино и на телевидении. В документальном проекте «Дно» режиссера Сергея Мирошниченко принимала участие, в частности, в исторической реконструкции императорского вагона Николая II. Этот объект экспонировался на выставке «Россия — моя история». Участвовала в различных выставках и аукционах.
Ее работы — это, скорее, станковая живопись, нежели эскизы к кино- и телепроектам или книжная иллюстрация. Стоит отметить академическую выучку молодого автора в изображении фигур. В портретах художницы обращает на себя внимание безупречное чувство композиции, благородная уравновешенность общего и частного и эмоциональная напряженность, рождаемая минималистскими средствами, самое сильное из которых — цвет. Как правило, это оттенки серого — от антрацита до перламутра, но возможен и интенсивный всплеск в красно-коричневой гамме. Характерная палитра Анастасии — темные оттенки зеленого, фисташково-голубые тона, угольные, охристые. Проблемы душевного восприятия мира волнуют Воронкову глубже, нежели материальная культура и пространство. Тонкий лиризм придает ее произведениям интимный тон, окутывая изображение дымкой печали и робкой надежды. Не вещный мир, но фантазия, переживание, вчувствование в реальность, становящуюся в результате таинственной, иногда тревожной, а иногда и сказочно-оптимистической, отличает ее работы, будь то портрет, книжная иллюстрация или эскиз декорации. Стоит отметить умелое построение пространства, особенно рельефное как раз в эскизах: безусловно, специализация художницы определяет ее стиль, но формируется он не только в контексте академических навыков. Высокие образцы (среди которых произведения Кузьмы Петрова-Водкина обязательно придут на память), переработанные и переосмысленные, задают тон и направление творчеству Анастасии Воронковой.
Анастасия Ивановна Глебова (1972) — художник театра и кино, режиссер. В 1997 году окончила факультет сценографии РАТИ-ГИТИС (мастерская Сергея Михайловича Бархина и Натальи Игоревны Нестеровой). Имеет дипломы Высших режиссерских курсов по специальности «режиссура игрового и неигрового кино» (мастерская Андрея Николаевича Герасимова) и Академии театрального и кинематографического искусства Н. С. Михалкова по специальности «режиссура театра и кино» (мастерская Владимира Ивановича Хотиненко). Член Московского Союза художников, Союза театральных деятелей, Гильдии Неигрового кино и телевидения. В кино на ее счету более пяти проектов в качестве художника и свыше десяти — как режиссера-постановщика.
В 1998–2002 годах была главным художником Московского драматического театра п/р А. Джигарханяна, с 2017 – главный художник Центрального театра Российской Армии. Лауреат премии «Чайка» (2006). Оформила более 20 спектаклей в разных театрах РФ, в том числе в МХТ им. А. П. Чехова, «Современнике», Театре имени Вл. Маяковского и др. Как художник участвовала во многих российских и международных выставках. Ее работы находятся в коллекции музея ГИТИС, частных коллекциях Италии, Франции, Австрии и России.
Анастасия Глебова щедро использует цвет в своих картинах. Для оранжево-красных, охристых, золотистых, персиковых солнечных интенсивных тонов как нельзя лучше подходит масло, рождающее помимо колористического решения еще и объемность. Плотные, грубоватые фигуры прачек и купальщиц в цикле «Женская работа» напоминают о Сезанне. Танцевальный мотив, ощутимый в этой же серии, отсылает к полотнам Матисса. Постимпрессионистические тона живописи художницы (а зачастую и избираемые ею темы, известные по творчеству мастеров этого направления) вписывают произведения Анастасии в мировой контекст. Динамика, экспрессия, эмоциональное напряжение, выразительная упрощенность форм, острота восприятия изображаемых предметов и то же время присутствующие в полотнах чувственность и лиризм, не противоречащие заключенной в них энергии, гармонизируют картины, заявляя их эстетические достоинства. В фокусе внимания автора — простые, «земные» явления и события, важные для человеческого бытия, и чистка рыбы естественно рифмуется со встречей двух влюбленных или купанием в реке.
Мария Владимировна Заикина (1984) — художник-постановщик, иллюстратор. В 2001 году поступила на художественный факультет ВГИК (мастерская художника анимационного фильма под руководством народного художника РФ Сергея Александровича Алимова). В 2007 году получила диплом с отличием. В 2007–2010 годах обучалась в творческих мастерских РАХ под руководством народного художника РФ Михаила Михайловича Курилко-Рюмина. Проходила обучение в Институте современного искусства (ICA Moscow), в Институте современного искусства «База», участница семинаров в MMOMA, Москва. С 2008 года — член Московского Союза художников (МСХ, секция художников театра, кино и ТВ), с 2009 — член Союза художников России. Участник более 40 выставок, в том числе четырех персональных (в Москве и Париже).
Ее основная специализация — игровое кино и мультипликация. Так, дипломной работой стали эскизы к мультфильму по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Кроме того, Мария — автор изобразительного ряда серии детских мультфильмов «Колыбельные мира» (премия «Золотой орел», 2009). В этой связи устойчивый интерес художника к книжной иллюстрации (книга Лусине Каспарян «Жадный воробей» с рисунками Заикиной в 2013 году получила серебряную медаль премии Nautilus Book Awards) и графике видится естественным продолжением работ по основной специальности.
Цветовая палитра Марии Заикиной — благородные разводы патины, перламутровые переливы коричнево-охристых красок, оттенки древесной коры, растительная зелень, насыщенно-темный малиновый (например, серия «Сказки на ночь» и особенно «Мой маленький музей охоты и природы», ассоциативно сближаемые с картинами малых голландцев и по гамме, и даже по идейному содержанию). Ощущение витальной земной силы объектов, подчеркнутое использованием акрила, парадоксально сочетается с общей темной гаммой работе картин. В этом контрасте мрачного тона и звучного красочного «слова» рождаются первозданная мощь и объем, слышится могучее дыхание органически ощутимой жизни. В то же время графическая серия «Где дом» утверждает, что тонкая акварель из серо-голубых и прозрачно-розовых нот так же подходит для выражения неочевидного, но драматического противоречия, заключенного в самой сути бытия.
Тщательная художественная проработка образов, внимание к деталям, искажение объемов отличают графические опыты художницы. Эти гиперболы и литоты создают у зрителя ощущение не столько враждебности реальной действительности, сколько ее таинственной наполненности различными элементами и сущностями. Свободное владение важнейшими составляющими мировой культуры (во всех сферах искусства), смелость сопоставлений и ассоциаций придает ее произведениям многослойность.
Владимир Александрович Мартиросов (1974) — художник-постановщик. В 2000 году окончил факультет сценографии РАТИ-ГИТИС (мастерская народного художника РФ Станислава Фёдоровича Морозова). Лауреат премий «Триумф» (2001), «Чайка» (2006). В театре работает с 1999 года. Постоянный соавтор режиссера Нины Чусовой, с которой осуществил постановки десяти спектаклей в разных городах России (в московских театрах РАМТ, «Сатирикон», «Современник», МХТ им. А. П. Чехова, Театре им. Моссовета, новосибирском «Глобусе» и др.). Сотрудничал с режиссерами Еленой Невежиной, Алексеем Крикливым, Юрием Муравицким и др. Работает в игровом и документальном кино; на его счету более пяти проектов.
Как художник Мартиросов экспериментирует в области дизайна. Его кинетические объекты заставляют вспомнить культуру ар-деко и — шире — эпохи модерна: та же органическая ассоциативность форм, те же тонкая проработка, выбор материала, продуманность эффекта и чувство стиля (очевидная медитативность этих произведений отсылает также к традициям восточных культур, служивших источниками вдохновения для мастеров-модернистов). Сравнительно небольшие размеры позволяют уподобить их изысканным ювелирным изделиям того времени — например, произведениям Рене Лалика. «Медуза», «Цветок чертополоха», «Насекомое», «Крылья» — зритель мгновенно узнает эти объекты и попадает во власть их очарования и атмосферы тайны, тишины и покоя, которую они создают в окружающем пространстве. Мерное движение составных частей, их тихий шелест, сияющие цвета и подчеркнутое изящество и безупречность форм представляют произведения автора законченными художественными высказываниями. В то же время их кинетическая суть напоминает о театральной специализации Владимира, ведь, как известно, театр — это действие, производимое во времени. Игра света и теней, рождаемая ритмичными взмахами «крыльев» или «стеблей», и вовлеченность зрителя в процесс наблюдения еще более подчеркивают сценическую сущность скульптур, созданных из металлических профилей, проволоки и т.п.
Андрей Андреевич Сарабьянов (Дюдя Сарабьянов, 1980) — художник, сценограф. Из семьи художников и искусствоведов Бруни и Сарабьяновых. В 2003 году окончил факультет сценографии РАТИ-ГИТИС (мастерская Сергея Михайловича Бархина, Натальи Игоревны Нестеровой и Сергея Евгеньевича Вахтангова). Член Московского Союза художников и Союза художников России. С 2005 года входит в состав «Клуба Рисовальщиков». Как художник-постановщик работал в нескольких театрах РФ. Участник многих выставок в Москве, Владимире, Вологде, Риге и др., в том числе более 15 персональных; произведения художника экспонировались в Государственном музее архитектуры им. Щусева, галереях «Гараж», «Роза Азора», Центре современного искусства ВИНЗАВОД (все — Москва) и т.д. Работы находятся в частных коллекциях в России, США, Англии, Австралии и др.
Дюдя Сарабьянов мастерски работает как с цветом, так и с формой. Медитативность и таинственность присуща многим его произведениям, особенно столь масштабным, как те, что представлены на аукционе. Серия «Хоровод», изображающая монохромные фигуры, застывшие в энергичном движении, поражает эмоциональной напряженностью, выраженной во всплеске цвета — оранжево-красного, песочно-желтого или зеленого — и неприкрытом динамизме: кажется, еще чуть-чуть, и мощные гибкие тела сойдут с полотна и закружатся в экстатическом танце. В схожем ключе исполнена серия «Сила», но здесь колористическое решение нарочито отходит на второй план, уступая кинетике. Цикл «Предчувствие» открывает зрителю философские глубины мировосприятия автора, выявляя не только техническое высокое мастерство, но и культурный контекст, впитанный художником с детства и усваиваемый с каждой новой встречей или событием. Фресочная стилистика этих пластически совершенных композиций, напоминающих византийские церковные росписи (например, цикл в Охриде и другие территориально близкие), безупречно сочетается с их содержанием, ведь навеяны изображения трудами и молитвами афонских монахов. Умение переплавлять впечатления в столь яркие образы, избегая украшательства и нравоучительной интонации, талантливая передача внутреннего нравственного посыла, завораживающая наблюдательность и визуально воплощенная вдохновенность делают Сарабьянова одним из самых интересных молодых художников России.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20220502_auctionAI_XXI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20220502_auctionAI_XXI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.