Art Investment

Художники и цены

Живопись и графика в аукционном доме «Кабинетъ» 18 июня: краткие итоги

Вчера, 18 июня, в аукционном доме «Кабинетъ» состоялись сразу два аукциона: сначала продавали «Ордена, медали, знаки Российской империи», а затем настал черед «Русской живописи и графики XIX — XX веков». О вторых торгах и расскажу.

Для последних в этом сезоне торгов «Кабинета» живописью и графикой подготовили в общей сложности 123 лота; могло бы быть и 124, но пейзаж Григория Капустина «Берег моря близ Алушты» (лот 10) был снят. Все же остальные работы были, как говорится, налицо — полюбоваться на них можно было не только в каталоге, но и на стенах аукционного зала. К началу торгов в зале собралось около 30 человек, позже их стало еще больше, но активно покупавших, пожалуй, было не более десятка человек — ситуация классическая. Аукцион в целом прошел очень ровно и слаженно благодаря четкому ведению аукциониста Андрея, хорошей подборке лотов и их грамотной расстановке в каталоге. К примеру, работы заведомо интересного публике художника А.Н.Бенуа были равномерно распределены по каталогу. То же можно сказать и о восьми рисунках Татьяны Мавриной, не шедших единым стрингом, а разнесенных в разные части каталога. Впрочем, для графики Мавриной подобные ухищрения были совсем не обязательны: все ее работы раскупили, причем многие заметно выше эстимейта. Вообще же графика на этот раз была в фаворе. По крайней мере такое общее впечатление сложилось. И пусть один поленовский пейзаж маслом за 9 миллионов рублей примерно равен по выручке всей графике вместе взятой, но первая-то работа ушла без торга по заочной ставке, а вот за отдельные рисунки шли такие аукционные баталии, что любой живописец позавидует.

Всего из 123 лотов был продан 71, т. е. 58 %. Общая выручка аукциона составила свыше 32 миллионов рублей, что равняется 49 % от среднего суммарного эстимейта. Для московского живописного аукциона результат хороший, вполне подтверждающий общую статистику российского аукционного рынка в первом полугодии 2013. Для конкретно этого аукционного дома, впрочем, не рекордный. Вспомним предыдущий живописный аукцион «Кабинета» 23 апреля, где выручка достигла 91 % от среднего эстимейта, а лотов продали 61 %. Но, конечно, не стоит ждать от летнего аукциона подборки и результатов на уровне весеннего. В Christie’s и Sotheby’s рекорды тоже устанавливаются, как правило, в холодное время года, а летом традиционно наступает небольшой спад активности. Это нормально. Вчерашний же аукцион «Кабинета» пассивным отнюдь не назовешь. Активно торговались в зале, куда ушли 22 лота; 7–8 сотрудников аукционного дома принимали ставки от телефонных покупателей, которым досталось 25 лотов; и наконец, по заочным ставкам были проданы 24 лота.

Топ-лотом аукциона стал уже упомянутый пейзаж Василия Поленова «У Генисаретского озера» (лот 9). При эстимейте 9–14 миллионов рублей работа из знаменитого евангельского цикла, имеющая «сестру» в Ярославском художественном музее (вариант этой картины «Генисаретское озеро», 1880, холст, масло), была продана за 9 миллионов рублей по заочной ставке. Второй самой дорогой работой торгов стал ладожский этюд Николая Рериха, недавнего рекордсмена русских торгов в Лондоне, где его «Труды Богоматери» были проданы за 7,88 миллиона фунтов. Этюд 1918 года из серии «Ладога», выставленный вчера на «Кабинете», был продан за 5,5 миллиона рублей по заочной ставке при оценке 5,5–7 миллионов рублей. Этюд относится к серии работ, которые сам Рерих считал последними своими русскими картинами. Замыкает тройку самых дорогих лотов вчерашнего аукциона работа Филиппа Малявина «Три девушки у околицы» (лот 62). За красочное полотно 1930-х годов торговались до верхнего эстимейта 3,3 миллиона рублей: победил участник в зале.

Несколько живописных работ с семизначными эстимейтами остались без покупателей (это-то по большей части и подпортило общую статистику торгов). Не купили пейзаж А. Шильдера «К ночи» за 5,5–9 миллионов рублей, «Горный пейзаж» Е.Лансере за 1–1,4 миллиона, огромную, во всю стену, пейзажную работу К.Розена «Закат над рекой. Вечерняя тяга» за 2–2,8 миллиона рублей и некоторые другие. Зато совсем небольшой картон Владимира Стожарова «Осенью на окраине деревни» (лот 85) вызвал оживленный поединок участника в зале и телефонного покупателя: с шутками и прибаутками торговались до 600 тысяч рублей (при эстимейте 360–420 тысяч). Из живописных работ стоит также упомянуть «Кафе “Сайгон”. Ленинград» кисти Сергея Фролова (лот 106). За картину 1966 года стали спорить сидевшие в зале рядом мужчина и женщина, у которых, видимо, случился одновременный приступ питерской ностальгии. Цену подняли до 470 тысяч рублей при эстимейте 380–450 тысяч.

Как уже было сказано выше, отдельные графические работы на вчерашних торгах становились предметом ожесточенных споров между биддерами. Самый жаркий из них разгорелся за совсем небольшую акварель Александра Арнштама «Арлекин и Смерть» (лот 32). Художник «Мира искусства», иллюстрировавший книги Волошина, Анненского, Набокова, Пушкина, Брюсова и др., а с 1920-х годов ставший одним из первых профессиональных художников кино, на аукционном рынке крайне редкий гость. В базе AI зафиксировано всего 8 его работ, и две из них были проданы вчера на «Кабинете». За акварель «Арлекин и Смерть» (эстимейт 90–120 тысяч рублей) спорили заочный биддер и три сотрудника аукционного дома, торговавшиеся от лица своих клиентов. Начали с 90 тысяч рублей, быстро миновали максимальный заочный бид, и дальше остались один на один двое претендентов, даже не опускавшие биддерских табличек во время торга. Пока они перебрасывались ставками по 50 тысяч рублей, зрители начали озираться в поисках этой маленькой акварели, вызвавшей такой ажиотаж. Когда цена молотка уже перевалила за 900 тысяч рублей, в борьбу вдруг вступил еще один участник — ему-то акварель и досталась за 1 миллион рублей. К слову, другая работа Арнштама, «Больной Арлекин», была принята спокойней: ее купили чуть дороже эстимейта, за 185 тысяч рублей.

Из шести предложенных работ Александра Бенуа лучше всего были приняты два горных пейзажа: «Часовня в предгорьях Альп» (лот 51, эстимейт 565–650 тысяч рублей) и «На задворках альпийской деревни» (лот 51-bis, эстимейт 465–550 тысяч рублей). Обе работы ушли значительно дороже эстимейтов, за 700 и 755 тысяч рублей соответственно. Кажется, во время торгов именно за эти акварели кто-то из участников ввел пагубную практику идти по полшага, быстро перенятую у ее зачинателя другими покупателями и значительно отсрочившую время окончания торгов. Из-за этих полушагов торг за отдельные лоты вышел особенно смешным. Например, когда звучала ставка в 150 тысяч рублей, а вслед за ней резво озвучивалась цифра 151, ведущий и зрители даже не успевали понять, шутка ли это. Долго так спорили за рисунок К.Чеботарёва 1928 года «За социал-демократической ширмой» (лот 57, эстимейт 96–112 тысяч рублей). Два телефонных покупателя шагами то по 5, то по 10 тысяч пришли в итоге к 300 тысячам. Когда стук молотка наконец возвестил об окончании торга, ведущий переспросил, а что же продавали. Из зала тут же сообщили, что, дескать, это был портрет, намекая на сходство центрального персонажа рисунка с небезызвестным политиком (каким именно — судите сами).

Всех баталий за графику и не перечислишь. Спорили и за карикатуры времен Первой мировой войны, и за ироничную «Идиллию» Михаила Черемных, и за «Собрание текстильщиц» Александры Платуновой, за рисунки Т. Мавриной и т.д. Наблюдать за процессом было сплошное удовольствие. Хочется поздравить устроителей с успешным аукционом и пожелать им поддержать этот уровень и в новом аукционном сезоне. Ближайший аукцион живописи и графики намечен у «Кабинета» на октябрь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130619_kabinet_paintings_18_june.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130619_kabinet_paintings_18_june.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Константин Иванович (1906–1997) Женский портрет. 1945 (48 × 31 см)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЮКИН Владимир Яковлевич (1920–2000), БРИТОВ Ким Николаевич (1925–2010) В.И. Ленин с детьми (эскиз). 1956 (35 × 57 см)

Текущая ставка95000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

Икона «Святой великомученик и целитель Пантелеимон, с 14 клеймами жития». Вторая половина XIX века (106 × 78,5 × 4,3 см)

Текущая ставка60000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».