Молодые художники: создавай и властвуй. Часть 4
ARTinvestment.RU   24 апреля 2020

Портфолио художника: физическое, виртуальное, комбинированное

В предыдущем материале мы рассказали о принципах создания персонального манифеста художника. Манифест, или Artist Statement, как его называют в международной практике, ляжет в основу главных визуальных идентификаторов художника: портфолио и собственного интернет-сайта.

Портфолио художника

В литературе портфолио художника иногда именуют презентацией. Сразу определимся: в рамках данной статьи «презентация» — это функция портфолио, а не синоним. Портфолио создается художником для людей, впервые знакомящихся с его творчеством, а также презентует автора галереям при самостоятельном к ним обращении. Состоит оно из следующих разделов:

• персональный манифест;
• контакты;
• образование;
• персональные выставки;
• групповые выставки;
• резиденции;
• награды, гранты;
• упоминания в СМИ;
• частные коллекции;
• другой опыт художника.

Что делать молодым художникам, которые из перечисленного списка имеют лишь три первых пункта? Работать над остальными! В частности, участвовать в конкурсах, подавать заявки в резиденции и на грантовые программы. Нет ничего страшного и в том, что у молодого художника имеется в наличии лишь одна серия работ — при условии, что между его выпуском из творческого ВУЗа и датой создания портфолио прошло менее двух лет. Если этот период больше, у коллекционера или галереи возникнут справедливые вопросы.

Сегодняшняя ситуация на рынке искусства предполагает, что портфолио художника изначально создается под цифровой формат, для рассылки в виде PDF-презентации. Распечатанные портфолио до недавних пор нужны были лишь для художественной фотографии, согласованной личной встречи художника с коллекционером или галереей или участия в так называемых «портфолио-ревю» — публичных смотрах молодых художников группой экспертов, организованных галереями или творческими ВУЗами. В остальных случаях распечатанные и переданные художниками портфолио в стихийном порядке (например, галеристам на стендах ярмарок или на открытиях чужих выставок) остаются на месте презентации до первой уборки. В случае цифрового формата призываем всегда называть файлы собственной фамилией: понятные одним вам обозначения будут удалены коллекционером при первой же чистке компьютера. Портфолио должно быть визуально выделено и легко доступно для свободной загрузки на сайте художника.

Интернет-сайт художника

Собственный интернет-ресурс лучше всего сделать простым и понятным: не стоит тратить творческую фантазию на его дизайн. В идеале ваша презентация и вебсайт должны быть сделаны в одном ключе и фактически иметь одинаковую информацию. Однако здесь ее можно подать не так сжато: полный перечень выставок, бóльшее количество работ, ссылки на интервью и публикации в СМИ. Кроме того, наличие собственного сайта с обязательно указанными годами создания работ является фактическим признанием за вами авторского права. Распространенное мнение «работы выкладывать не буду, их украдут» критики не выдерживает: пусть лучше сюжетом воспользуются десять человек, но увидит десять тысяч. Главное — не ограничиваться созданием ресурса, а работать над выставочной и публичной историей, сводящей на нет усилия конкурентов. Наиболее простой (но от этого не менее презентабельный) вариант — создать сайт на готовой платформе вроде Wix или Tilda: вы сможете выбрать базовую разметку сайта по своему вкусу и сделать дополнительные настройки. В том, что по механике ваш сайт может напоминать ресурсы других художников, нет ничего страшного: основное отличие — в ваших работах. Если вы пока не представлены галереей (то есть не передали право торговли собственным искусством), сделайте вкладку интернет-магазина (например, через сервис Shopify): фраза «художник не должен торговать работами через собственный сайт» сегодня устарела. Тем не менее подобная вкладка должна идти отдельным разделом: в части «Портфолио» при описании серий работ цен быть не должно!

Основные ошибки, встречающиеся при формировании портфолио и сайта, приблизительно одинаковы:

• адрес сайта отсутствует в PDF-портфолио. Правильным решением будет добавить и ссылку на страницу в Instagram, и с адресом, и со значком. Люди должны знать, что могут встретить художника в социальных сетях;
• адрес сайта указан в портфолио единожды, в разделе контактов. Он должен быть указан на каждой странице портфолио художника (в шапке или подвале): вы не можете знать, в какой момент читающий его человек захочет узнать о вас подробнее. Если на той же странице не будет ссылки, он закроет файл, обещая себе позже вернуться. В эпоху бешеного потока информации это означает: не откроет портфолио никогда;
• не указаны контакты менеджера или пресс-агента: имя, телефон, e-mail. Если такового нет — оставьте лишь адрес и телефон, но сделайте почтовый ящик виртуального агента, начинающийся на info@. И не поленитесь (или не поскупитесь) завести себе почтовый сервис, чтобы в адресе почты звучал адрес сайта. Если на вашем сайте с условным адресом basquiat.com стоит почта [email protected] — это сразу сигнализирует о непрофессионализме и удешевляет вас как художника. За $6 в месяц G Suite от Google создаст для вас адрес [email protected] и привяжет к своему сервису.

И напоследок несколько рекомендаций, которые помогут не только повысить информативность и качество сайта, но и привлекут дополнительное внимание к личности и творчеству автора.

• часть заглавного текста персонального манифеста разумно взять в кавычки и подписаться. Для тех СМИ, кто не успеет взять интервью во время вернисажей и других подобных мероприятий, это будет прямой речью, которую журналисты прикрепят к рецензии. И пусть их скопирует десяток СМИ — художнику лишь этого и нужно;
• не бойтесь делать свое имя самой заметной частью презентации. Тонкие шрифты в духе Джонатана Айва, бывшего арт-директора Apple, хороши, когда телефон уже купили и от обновлений дизайна деваться некуда. А вас еще не купили, помните об этом!
• не стоит стесняться своего образования, даже если оно не связано с творчеством. Напишите правдиво, и пусть потом желающие увязывают ваши знания с вашим творчеством;
• добавьте свое узнаваемое фото и разместите несколько снимков за работой: покажите через творческий процесс (а не только сами работы), что вы владеете профессией. В идеале нужно сделать так, чтобы после любой вечеринки фотографы светских хроник не бегали по редакции с вопросом: «А кто это?», а сразу ставили вас в ленту. Можно найти и характерную деталь имиджа, но будьте готовы не расставаться с ней очень долго. Галстук-бабочка занят Иваном Плющом, оранжевый реглан — Дмитрием Гутовым, но у вас еще осталось множество вариантов!

В следующей статье AI для молодых художников мы расскажем о размещении портфолио на сторонних онлайн-платформах и о ключевых параметрах, на которые обращает внимание коллекционер — посетитель интернет-ресурса, встречающийся с вами впервые.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20200424_young.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20200424_young.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх