Молодые художники: создавай и властвуй. Часть 3
ARTinvestment.RU   17 апреля 2020

Почему персональный манифест важен для художника и как подготовиться к его написанию?

В предыдущем материале мы рассказали, почему для карьерного роста художника важно сотрудничество с галереей. Многие спросят: сегодня, в связи с пандемией, число галерей уменьшается, меняются принципы их работы — как изменится их подход к работе с художниками? Отвечаем: вы правы, непременно изменится, однако основные активы, которыми должен обладать художник (помимо образования и таланта), не только остаются прежними, но приобретают еще большее значение при переходе галерей в онлайн. Среди них — сайт, социальные сети, резюме и портфолио. Но первым в списке должно стоять обоснование творческих целей художника, более известное как Artist Statement.

Слова, которое точно переводило бы английский термин Artist Statement, в русском языке нет: он вошел в обиход с приходом понимания работы западных галерей и развития международной карьеры художника. Наиболее близким по смыслу является «манифест», однако применительно к искусству он касается целого направления или течения, создается коллективно и содержит набор воззрений и полноценную программу действий. В то время как Artist Statement — это лицо конкретного художника, элемент его самоидентификации. Назовем его «персональным манифестом художника».

В международной практике персональный манифест занимает не более трех коротких абзацев и состоит максимум из 200 слов. Перечислим основные причины, зачем он нужен художнику:

• в резюме: персональный манифест является лицом автора, сообщает галерее (арт-дилеру, агенту), что приложенные работы — это результат не только случайного озарения свыше, но и вдумчивости художника, целенаправленной работы в выбранном направлении. Другими словами, манифест показывает, соответствует ли увиденное написанному;

• на сайте: любой сопроводительный текст делает художника живым и понятным, вызывает сопричастность, не давая остаться посетителю наедине с голыми работами. Для СМИ, которые рано или поздно будут исследовать сайт художника, персональный манифест — это возможность воспользоваться его текстом для своих материалов. То, что они в результате будут похожими, не проблема, а успех: лучше, чтобы о художнике все говорили одинаково, чем по-разному;

• для галереи: словами из персонального манифеста она будет говорить с коллекционером — через публикации, пригласительные, альбомы и персональное общение. С точки зрения галереи, чем проще и понятнее звучит манифест, тем его легче поймет и запомнит коллекционер, что повысит вероятность продажи;

• для коллекционера: в случае приобретения работы коллекционеру предстоит отвечать на вопросы друзей и знакомых: что это висит у него в комнате? Чем короче и доступнее будет звучать манифест, тем проще владельцу будет на этот вопрос ответить. На практике, в момент принятия решения о покупке коллекционер взвешивает в голове не только маркетинговую активность современного художника и стоящей за ним галереи, но и доступность его языка.

Другими словами, персональный манифест — это мост с несколькими опорами, в итоге соединяющий художника и коллекционера. Однако свой первый манифест художник создает для того, чтобы выйти на галерею, а та, при необходимости, скорректирует его с участием привлеченного арт-критика или куратора. В Интернете можно найти более сотни материалов с рекомендациями по составлению персонального манифеста: бóльшая часть из них дублирует друг друга, некоторые составлены обиженными на жизнь художниками и пропитаны легкой завистью к тем, у кого в итоге получится. Выделим пять, на наш взгляд, наиболее рассудительных подходов, которые пошагово, с примерами, помогут написать данный текст, — достаточно перейти по ссылкам на ресурсы Hyperallergic, Format, Artspace, Artwork Archive и Agora Gallery. Также следует обратить внимание и на уровень языка: полезную статью о том, как понятие «международный английский» зачастую трактуется художниками, можно найти здесь. Если художник плохо усваивает бесплатную информацию, то вполне может посетить вебинар нью-йоркского куратора и арт-критика Пэдди Джонсон: ближайший курс по написанию Artist Statement стартует 22 апреля 2020 года.

Мы бы хотели остановиться на другом: действиях молодого художника до написания манифеста, которые могут не только облегчить его создание, но и оказать позитивное влияние на внутренний рост. Это очень простое упражнение, которое рекомендуем делать ежегодно, а потом сверять полученные результаты. Состоит оно из двух этапов:

1. Берем лист бумаги и честно отвечаем на четыре вопроса:

• что вы делаете лучше всего?

• что вы делаете хорошо?

• что бы вы хотели в результате знать и уметь?

• что вас волнует в этом мире и в своем творчестве?

2. Переворачиваем исписанный лист и выбираем, что из четырех вариантов точнее всего отражает ваше искусство:

• техническое мастерство;

• ваше персональное высказывание;

• эстетическую сторону творчества;

• вас, как личность.

Лучшим исходом будет, если художник обведет кружком всего один вариант, зато уверенно. Два — чуть менее страшно, три и четыре — уже плохо. В Голливуде существует поговорка: «Коктейлю из любви, смерти, денег и мести Оскара не видать». Природа восприятия (в том числе изобразительного искусства) базируется на том, что преобладать в успешном творчестве должна лишь одна сторона — остальные могут быть ее фоном. С полученными ответами можно смело переходить к ссылкам, которые мы привели выше, — написанное вами и ляжет в основу вашего манифеста.

В заключение поделимся еще одним личным наблюдением: плохой персональный манифест все равно лучше его отсутствия. Те, на кого направлены ваши тексты, понимают, что изложение идей на бумаге еще поддается воспитанию, а нежелание двигаться по карьерной лестнице искусства — нет.

В следующей статье AI для молодых художников мы расскажем об основных задачах и решениях при создании персонального сайта.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20200417_young.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20200417_young.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх