Art Investment

National standard examination. Launched public discussion of the text

In the professional community began discussing the first draft of the national standard "Examination of works of art. Paintings and drawings. General requirements" — the first guest on the examination of cultural values

a Notification about development of draft national standard examination of works of art published on the website of Rosstandart (Federal Agency on technical regulation and Metrology). Find notice: need to go reference in the column of dates of publication browse back to 29.08.2016 on the page and find the keyword painting. However, an electronic copy of the first edition of the document can be obtained immediately upon request, or this email address, or contact the FSUE tsnrpm (Moscow, School street, 24) phone (495) 678-07-34. And even easier — to download a PDF of the draft standard of the examination from our forum. Until the end of the procedure of public discussion, there remained little more than a month, she should be finished on 28 October 2016. So now its time to join in the discussion and make comments.

Where did this document? I recall the background. Start the development of a national standard examination was given in 2015 at a round table in the Central scientific-реставрационных workshops. June 26, 2016 with the creation of the text of the standard have engaged in a specially formed working group, operating under the auspices of the Technical Committee No. 082 (Cultural heritage) at the Rosstandart. Project developers in the first edition of the text is specified by three structures: the Federal state unitary enterprise "Central scientific-реставрационные design workshops", FGBUK "all-Russian art scientific-реставрационный centre named after academician I. E. Grabar" and ANO "Center of independent expertise". But in fact, the discussion and development of relevant sections of the standard have engaged in about two dozen experts and representatives of a much larger number of interested organizations, among which were Igor Kudimov (ANO "Center for independent evaluation"), Elena Piskunova (Russian state University of justice), Olga Glebova (NINE them. P. M. Tretyakov), Anna Kiseleva Rudolfovna (GRC them. academician I. E. Grabar), Natalia Ignatova (NINE them. P. M. Tretyakov), Irina Kolosova (Institute of Art-бизнеса and Antiques), Mikhail Efremovich perchenko (MKAAD), Vladimir Bogdanov (ARTinvestment.RU) and many others. Work on the sections of the text was carried out in groups all summer of 2016. As a result, in late August, all sections were United in a common document, which was sent in Rosstandart to provide for public discussion.

That offers a new standard of examination of works of art? Than "gostovskaya" the examination will be different from the one that is now?

In my estimation, no radically new, complex and time-consuming requirements to the expert community standard does not show. And understandably so: the text of the relevant sections wrote themselves practicing experts; they walked along the already trodden path, wishing to strengthen the standard of their usual examination procedure and approval. Additional stress for yourself, the experts tried to avoid, sometimes much to the dismay of other team members.

From my point of view, the first version of the draft standard has two main gains.

the First conquest is that finally-то in the standard fixed base requirements as to the form and structure of a document called "Expert opinion". Section 8 lists specific information that must be contained in the paper that the client receives (customer expertise) on hand. This is not a strict form, but the list is quite a specific requirement. The standard will not allow to forget about the date of issuance of the conclusion, it is wrong to specify the size, to prevent the lack of phones for authentication, encapsulation, etc. It specifies requirements for the description of the history of existence (provenance) studied painting or drawing. In General, azstandart takes a lot of "interpretations" and protects against possible negligence, which later create problems for the owners of works of art, as well as complicate the work of gallery owners and organizers of auctions.

of Course, even if you observe for examination all items of GOST, it does not guarantee the correctness of the main conclusion on the question of authenticity. But at least on formal grounds to find fault with this conclusion or challenge it in court will be difficult.

the re-conquest of the standard — is the duty to inform the customer about the absence or the presence of contractor's insurance policy for personal responsibility. The current version of this requirement is contained in section 5 and formulated literally so: "At the conclusion of the contract, the contractor shall in writing inform the customer about the presence or absence of the contract of insurance of professional liability of expert(s) (s) is (-ут) to carry out the examination provided by the customer object. When discussing repeatedly requested to specify the validity period of the policy. However, in the current revision, this requirement is not explicitly included. Initially to the question of insurance has suggested to approach more radically: to introduce compulsory professional liability insurance experts. That was in France. For the sake of peace sellers, buyers, first and foremost the experts themselves. But this proposal ran into legal restrictions (the introduction of compulsory insurance requires decisions at a higher level, industry standard is overwhelming) and to my surprise, the resistance of the representatives of the expert community. That is, the idea of insurance is not like just that, who are these policies supposed to protect. I think this is a mistake. But apparently the time has not come yet. Besides, nobody forbids experts to insure voluntarily.

which we now stage and what is planned next? the First edition 28 August 2016 entered technomate Rosstandart "Cultural heritage" (TK 82). This point can be considered the beginning of public discussion. Until 28 October 2016 all interested persons and organizations may send their comments to the addresses [email protected] and [email protected]. It is assumed that this time is enough to draft standard examination time to review and comment on the international Confederation of antique and art-дилеров, expert organizations and all market participants affected by innovations of standard. After October 28, probably closer to mid-November, will again convene a working group to examine the comments received and will make adjustments in the text. After that, the corrected text will be sent for examination in VNIIS — national Institute for certification. Only after the conclusion of VNIIS the text of the draft will return to the Rosstandart to further official publication. In short, the process is still long, but the time to send comments just over a month.

an Important point that should be noted: the use of national standard examination — voluntary. Experts, including accredited MKAAD, and then will be able to operate without a standard, they are used to. Can write expert opinions in an arbitrary manner, with his seal, in his scheme, as before. To insure the liability they, too, will not make one, even if they decide to work according to GOST. As already mentioned, the expertise it is possible to do azstandart, but without insurance. In General, knowledge of the standard will need only in cases when the requirement to do the examination according to GOST presenting the customer. And then really the expert to decide: agree to work in accordance with this document or not.

What else to read on the topic on AI:

Project (first edition) national standard Examination of works of art. Paintings and drawings. General requirements" on the Forum ARTinvestment.RU;

the national standard examination. Why?;

Rosstandart has begun to develop a national standard examination.


Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/201609276_expertstandart.html
https://artinvestment.ru/invest/misc/201609276_expertstandart.html

When quoting reference to the https://artinvestment.ru without fail

© artinvestment.ru, 2024

Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Auction sale in AI Auction

КОНЧАЛОВСКИЙ Пётр Петрович (1876–1956) Портрет пианиста В. В. Софроницкого. 1932 (77,5 × 55 см)

Current bid50000 RUB
End time2024-06-14 12:00
сделать ставку

СВЕШНИКОВ Борис Петрович (1927–1998) Музыканты. Первая половина 1950-х (110 × 67 см)

Current bid1100000 RUB
End time2024-06-14 12:00
сделать ставку

ЗДАНЕВИЧ Кирилл Михайлович (1892–1969) Летний пейзаж. 1930–40-е (38 × 54 см в свету)

Current bid500000 RUB
End time2024-06-14 12:00
сделать ставку
This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».

Национальный стандарт экспертизы. Запущено общественное обсуждение текста
ARTinvestment.RU   27 сентября 2016

В профессиональном сообществе началось обсуждение первой редакции проекта национального стандарта «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» — первого ГОСТа на экспертизу культурных ценностей

Уведомление о разработке проекта национального стандарта экспертизы произведений искусства опубликовано на сайте Росстандарта (Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии). Найти уведомление можно так: надо зайти по ссылке, в столбце дат публикации пролистать назад до 29.08.2016 и на странице найти по ключевому слову живопись. Впрочем, электронную копию первой редакции документа можно получить сразу, обратившись с запросом или на этот электронный адрес, или обратиться в ФГУП ЦНРПМ (Москва, ул. Школьная, 24) по телефону (495) 678–07–34. А еще проще — скачать PDF проекта стандарта экспертизы с нашего форума. До конца процедуры общественного обсуждения осталось чуть больше месяца, она должна завершиться 28 октября 2016 года. То есть сейчас самое время уже активно подключаться к обсуждению и делать замечания.

Откуда взялся этот документ? Напомню предысторию. Старт разработке национального стандарта экспертизы был дан в 2015 году на круглом столе в Центральных научно-реставрационных мастерских. 26 июня 2016 года созданием текста стандарта занялась специально сформированная рабочая группа, действующая под эгидой Технического комитета № 082 (Культурное наследие) при Росстандарте. Разработчиками проекта в первой редакции текста указаны три структуры: ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ФГБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» и АНО «Центр независимой экспертизы». Но на самом деле обсуждением и разработкой профильных разделов стандарта занималось около двух десятков экспертов и представителей гораздо большего числа заинтересованных организаций, среди которых были Игорь Кудимов (АНО «Центр независимой оценки»), Елена Пискунова (Российский государственный университет правосудия), Ольга Глебова (НИНЭ им. П. М. Третьякова), Анна Рудольфовна Киселёва (ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря), Наталья Сергеевна Игнатова (НИНЭ им. П. М. Третьякова), Ирина Колосова (Институт Арт-бизнеса и Антиквариата), Михаил Ефремович Перченко (МКААД), Владимир Богданов (ARTinvestment.RU) и многие другие люди. Работа над разделами текста велась в подгруппах все лето 2016 года. В итоге в конце августа все разделы были объединены в общий документ, который и был отправлен в Росстандарт для предоставления на общественное обсуждение.

Что нового предлагает стандарт экспертизы произведений искусства? Чем «гостовская» экспертиза будет отличаться от той, что делается сейчас?

По моей оценке, никаких радикально новых, сложных и трудоемких требований к экспертному сообществу стандарт не предъявляет. Что и понятно: текст профильных разделов писали сами же практикующие эксперты; они шли по уже проторенному пути, желая закрепить в стандарте привычные для них процедуры исследования и выдачи заключений. Дополнительных нагрузок для себя эксперты постарались избежать, порой к немалому неудовольствию других участников рабочей группы.

С моей точки зрения, у первой редакции проекта стандарта есть два главных завоевания.  

Первое завоевание состоит в том, что наконец-то в стандарте зафиксированы базовые требования к форме и структуре документа под названием «Экспертное заключение». В разделе 8 перечислены конкретные сведения, которые должны обязательно содержаться в бумаге, которую получает клиент (заказчик экспертизы) на руки. Это не жесткий формуляр, но список вполне себе конкретных требований. Стандарт не позволит забыть о дате выдачи заключения, неправильно указать размеры, допустить отсутствие телефонов для проверки подлинности заключения и пр. Он задает требования к описанию истории бытования (провенанса) исследуемой картины или рисунка. В целом нацстандарт снимает множество «толкований» и защищает от возможных небрежностей, которые впоследствии создают проблемы владельцам произведений искусства, а также затрудняют работу галеристам и устроителям аукционов.

Конечно, даже если соблюдать для экспертизы все пункты ГОСТа, то это не гарантирует правильности основного вывода по вопросу подлинности. Но по крайней мере по формальным признакам придраться к такому заключению или оспорить его в суде будет сложно.

Второе завоевание стандарта — это появившаяся обязанность информировать заказчика об отсутствии или наличии у исполнителя полиса страхования персональной ответственности. В текущей редакции данное требование содержится в разделе 5 и сформулировано буквально так: «При заключении договора исполнитель обязан письменно проинформировать заказчика о наличии либо отсутствии договора о страховании профессиональной ответственности эксперта(ов), который(ые) будет (-ут) осуществлять экспертизу предоставленного заказчиком объекта». При обсуждении неоднократно предлагалось указывать при этом еще и срок действия полиса. Правда, в текущую редакцию это требование в явном виде не вошло. Изначально к вопросу страхования предлагали подойти более радикально: ввести обязательное страхование профессиональной ответственности экспертов. Чтоб было как во Франции. Ради спокойствия продавцов, покупателей и в первую очередь самих экспертов. Но это предложение натолкнулось на законодательные ограничения (введение обязательного страхования требует решений на более высоком уровне, отраслевому стандарту это непосильно) и, к моему удивлению, на сопротивление самих представителей экспертного сообщества. То есть идея страхования не понравилась как раз тем, кого эти полисы, по идее, должны защищать. Думаю, это ошибка. Но видимо время еще не пришло. Кроме того, никто не запрещает экспертам страховаться добровольно.

На какой мы сейчас стадии и что планируется дальше? Первая редакция 28 августа 2016 года поступила в техкомитет Росстандарта «Культурное наследие» (ТК 82). Этот момент можно считать началом общественного обсуждения. До 28 октября 2016 года все заинтересованные лица и организации могут отправить свои замечания по адресам irina29cnrpm@yandex.ru и kochegarov_200950@mail.ru. Предполагается, что этого времени хватит, чтобы проект стандарта экспертизы успели рассмотреть и прокомментировать Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров, экспертные организации и все участники рынка, которых затрагивают нововведения стандарта. После 28 октября, скорее всего ближе к середине ноября, снова соберется рабочая группа, которая изучит поступившие замечания и внесет коррективы в текст проекта. После этого исправленный текст будет направлен на экспертизу во ВНИИС — Всероссийский институт сертификации. Только после заключения ВНИИС текст проекта вернется в Росстандарт для дальнейшего официального опубликования. Словом, процесс предстоит еще долгий, но времени на отправку замечаний осталось чуть больше месяца.

Важный момент, который стоит отметить: использование в будущем национального стандарта экспертизы — дело сугубо добровольное. Эксперты, в том числе аккредитованные МКААД, и дальше смогут работать без стандарта, как привыкли. Смогут выписывать экспертные заключения в произвольной форме, со своей печатью, по своей схеме, как прежде. Страховать ответственность их тоже никто заставлять не будет, даже если они решат работать по ГОСТу. Как уже говорилось, экспертизу вполне можно будет делать по нацстандарту, но без страховки. Вообще, знание стандарта понадобится только в тех случаях, когда требование делать экспертизу по ГОСТу предъявит заказчик. А дальше уж эксперту самому решать: соглашаться работать в соответствии с этим документом или нет.

Что еще почитать по теме на AI:

Проект (первая редакция) национального стандарта «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» на Форуме ARTinvestment.RU;

Национальный стандарт экспертизы. Зачем?;

Росстандарт приступил к разработке национального стандарта экспертизы.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/misc/201609276_expertstandart.html
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/201609276_expertstandart.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх