Art Investment

Художники и цены

Национальный стандарт экспертизы. Запущено общественное обсуждение текста

Уведомление о разработке проекта национального стандарта экспертизы произведений искусства опубликовано на сайте Росстандарта (Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии). Найти уведомление можно так: надо зайти по ссылке, в столбце дат публикации пролистать назад до 29.08.2016 и на странице найти по ключевому слову живопись. Впрочем, электронную копию первой редакции документа можно получить сразу, обратившись с запросом или на этот электронный адрес, или обратиться в ФГУП ЦНРПМ (Москва, ул. Школьная, 24) по телефону (495) 678–07–34. А еще проще — скачать PDF проекта стандарта экспертизы с нашего форума. До конца процедуры общественного обсуждения осталось чуть больше месяца, она должна завершиться 28 октября 2016 года. То есть сейчас самое время уже активно подключаться к обсуждению и делать замечания.

Откуда взялся этот документ? Напомню предысторию. Старт разработке национального стандарта экспертизы был дан в 2015 году на круглом столе в Центральных научно-реставрационных мастерских. 26 июня 2016 года созданием текста стандарта занялась специально сформированная рабочая группа, действующая под эгидой Технического комитета № 082 (Культурное наследие) при Росстандарте. Разработчиками проекта в первой редакции текста указаны три структуры: ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ФГБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» и АНО «Центр независимой экспертизы». Но на самом деле обсуждением и разработкой профильных разделов стандарта занималось около двух десятков экспертов и представителей гораздо большего числа заинтересованных организаций, среди которых были Игорь Кудимов (АНО «Центр независимой оценки»), Елена Пискунова (Российский государственный университет правосудия), Ольга Глебова (НИНЭ им. П. М. Третьякова), Анна Рудольфовна Киселёва (ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря), Наталья Сергеевна Игнатова (НИНЭ им. П. М. Третьякова), Ирина Колосова (Институт Арт-бизнеса и Антиквариата), Михаил Ефремович Перченко (МКААД), Владимир Богданов (ARTinvestment.RU) и многие другие люди. Работа над разделами текста велась в подгруппах все лето 2016 года. В итоге в конце августа все разделы были объединены в общий документ, который и был отправлен в Росстандарт для предоставления на общественное обсуждение.

Что нового предлагает стандарт экспертизы произведений искусства? Чем «гостовская» экспертиза будет отличаться от той, что делается сейчас?

По моей оценке, никаких радикально новых, сложных и трудоемких требований к экспертному сообществу стандарт не предъявляет. Что и понятно: текст профильных разделов писали сами же практикующие эксперты; они шли по уже проторенному пути, желая закрепить в стандарте привычные для них процедуры исследования и выдачи заключений. Дополнительных нагрузок для себя эксперты постарались избежать, порой к немалому неудовольствию других участников рабочей группы.

С моей точки зрения, у первой редакции проекта стандарта есть два главных завоевания.  

Первое завоевание состоит в том, что наконец-то в стандарте зафиксированы базовые требования к форме и структуре документа под названием «Экспертное заключение». В разделе 8 перечислены конкретные сведения, которые должны обязательно содержаться в бумаге, которую получает клиент (заказчик экспертизы) на руки. Это не жесткий формуляр, но список вполне себе конкретных требований. Стандарт не позволит забыть о дате выдачи заключения, неправильно указать размеры, допустить отсутствие телефонов для проверки подлинности заключения и пр. Он задает требования к описанию истории бытования (провенанса) исследуемой картины или рисунка. В целом нацстандарт снимает множество «толкований» и защищает от возможных небрежностей, которые впоследствии создают проблемы владельцам произведений искусства, а также затрудняют работу галеристам и устроителям аукционов.

Конечно, даже если соблюдать для экспертизы все пункты ГОСТа, то это не гарантирует правильности основного вывода по вопросу подлинности. Но по крайней мере по формальным признакам придраться к такому заключению или оспорить его в суде будет сложно.

Второе завоевание стандарта — это появившаяся обязанность информировать заказчика об отсутствии или наличии у исполнителя полиса страхования персональной ответственности. В текущей редакции данное требование содержится в разделе 5 и сформулировано буквально так: «При заключении договора исполнитель обязан письменно проинформировать заказчика о наличии либо отсутствии договора о страховании профессиональной ответственности эксперта(ов), который(ые) будет (-ут) осуществлять экспертизу предоставленного заказчиком объекта». При обсуждении неоднократно предлагалось указывать при этом еще и срок действия полиса. Правда, в текущую редакцию это требование в явном виде не вошло. Изначально к вопросу страхования предлагали подойти более радикально: ввести обязательное страхование профессиональной ответственности экспертов. Чтоб было как во Франции. Ради спокойствия продавцов, покупателей и в первую очередь самих экспертов. Но это предложение натолкнулось на законодательные ограничения (введение обязательного страхования требует решений на более высоком уровне, отраслевому стандарту это непосильно) и, к моему удивлению, на сопротивление самих представителей экспертного сообщества. То есть идея страхования не понравилась как раз тем, кого эти полисы, по идее, должны защищать. Думаю, это ошибка. Но видимо время еще не пришло. Кроме того, никто не запрещает экспертам страховаться добровольно.

На какой мы сейчас стадии и что планируется дальше? Первая редакция 28 августа 2016 года поступила в техкомитет Росстандарта «Культурное наследие» (ТК 82). Этот момент можно считать началом общественного обсуждения. До 28 октября 2016 года все заинтересованные лица и организации могут отправить свои замечания по адресам [email protected] и [email protected]. Предполагается, что этого времени хватит, чтобы проект стандарта экспертизы успели рассмотреть и прокомментировать Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров, экспертные организации и все участники рынка, которых затрагивают нововведения стандарта. После 28 октября, скорее всего ближе к середине ноября, снова соберется рабочая группа, которая изучит поступившие замечания и внесет коррективы в текст проекта. После этого исправленный текст будет направлен на экспертизу во ВНИИС — Всероссийский институт сертификации. Только после заключения ВНИИС текст проекта вернется в Росстандарт для дальнейшего официального опубликования. Словом, процесс предстоит еще долгий, но времени на отправку замечаний осталось чуть больше месяца.

Важный момент, который стоит отметить: использование в будущем национального стандарта экспертизы — дело сугубо добровольное. Эксперты, в том числе аккредитованные МКААД, и дальше смогут работать без стандарта, как привыкли. Смогут выписывать экспертные заключения в произвольной форме, со своей печатью, по своей схеме, как прежде. Страховать ответственность их тоже никто заставлять не будет, даже если они решат работать по ГОСТу. Как уже говорилось, экспертизу вполне можно будет делать по нацстандарту, но без страховки. Вообще, знание стандарта понадобится только в тех случаях, когда требование делать экспертизу по ГОСТу предъявит заказчик. А дальше уж эксперту самому решать: соглашаться работать в соответствии с этим документом или нет.

Что еще почитать по теме на AI:

Проект (первая редакция) национального стандарта «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» на Форуме ARTinvestment.RU;

Национальный стандарт экспертизы. Зачем?;

Росстандарт приступил к разработке национального стандарта экспертизы.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/misc/201609276_expertstandart.html
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/201609276_expertstandart.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Композиция на оранжевом. Из цикла «Супрематизм». 1989 (43,3 × 35,3 см)

Текущая ставка230000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЭРТЕ (Тыртов Роман Петрович, 1892–1990) Bacchante (Вакханка). 1988 (52 × 16,5 × 17 см)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Катание в санях. 1966 (20 × 25 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».