Художник недели: Олег Доу
Олег Доу добился мирового признания прежде, чем стать известным на родине. В Москве проходит первая музейная персональная выставка художника, чьи произведения хорошо знают участники аукционов и чья работа украшает обложку нового Adobe Photoshop
В Мультимедиа Арт Музее проходит персональная выставка «Чужое лицо» фотохудожника Олега Дурягина, известного под псевдонимом Олег Доу. Удивительно, что своей первой музейной выставки в России мастер цифрового фото-арта дождался только сейчас, хотя за рубежом (в Европе, Америке и Азии) он активно выставляется уже более пяти лет. Можно сказать, что международного признания Олег Доу достиг прежде, чем о нем заговорили россияне. В 2007–2008 он стал лауреатом международных премий International Photography Awards и International Color Awards, а в 2009-м получил премию Arte Laguna Art Prize как «Лучший молодой фотограф». Как бы в подтверждение этой высокой оценки за рубежом Олег Доу в свое время номинировался на Премию Кандинского в номинациях «Молодой художник» и «Проект года». А в апреле 2012-го работа Олега Доу украсила обложку программы Photoshop версии CS6.
Биографические сведения об Олеге Дурягине, доступные на просторах Всемирной паутины, крайне скудны. Родился в 1983 году в Москве. Мама Олега была художницей, в детстве мальчик часто наблюдал за тем, как она работает в мастерской со своими коллегами, ходил с ней на выставки. Тяга к творчеству проснулась в нем рано, чему немало способствовало соперничество с младшим братом, по словам Олега, рисовавшим лучше него. С 13 лет будущий художник увлекся компьютерной обработкой изображений. Ему нравился эффект чистых, гладких поверхностей, который можно было получить при помощи такой обработки, ему постоянно хотелось бороться с несовершенствами. По легенде, однажды когда он стал ретушировать фотографию одной своей подруги, то сильно перестарался. Однако этот выбеленный и зачищенный портрет в итоге так понравился Олегу, что он решил и дальше создавать нечто подобное. Художник рассказал как-то в интервью, что его отчасти вдохновили средневековые портреты дам с бледной кожей и без тени эмоций на лицах. Своим же любимым автором Доу считает Френсиса Бэкона.
После окончания в 2006 году Московского института стали и сплавов по специальности «программирование в экономике» Олег вплотную занялся искусством. Одна за другой стали появляться серии «Naked faces» («Обнаженные лица»), «Cubs» («Детеныши»), «Toy story» («Игрушечная история»), «Nuns» («Монашки»), «Tears» («Слезы») и другие. Одна за другой открывались выставки — персональные и групповые — в Париже, Лос-Анджелесе, Барселоне, Сеуле, Брюсселе, Айдан галерее в Москве и т. д.
Олег Доу позиционирует себя как художника в технике фотографии, поскольку фотоснимок для него лишь основа дальнейшей кропотливой и трудоемкой обработки. Иногда он даже слегка завидует тем фотографам, у которых на печать снимка уходят считаные часы. Для него же создание каждого портрета — это огромный труд. В небольшом фильме, который сделала Adobe, художник поднимает завесу над производственным процессом. Над лицами моделей он работает практически как скульптор: физически накладывает на лица текстуры, создает физические декорации образа. Основная работа делается вручную с реальным материалом, а Photoshop используется преимущественно для доводки изображения до совершенства. Итог того стоит. Полуфантастические и немного жуткие образы Доу завораживают. В них есть что-то манящее и отталкивающее одновременно. Будь это дети с покрасневшими от слез глазами, аскетичные монахини, детеныши зверей с человеческими лицами или герои, будто вылепленные из папье-маше, — невозможно увернуться от их проницательного взгляда, словно пронзающего тебя насквозь. Эти с виду неживые, пластиковые лица на самом деле таят в себе глубокие эмоции и переживания, многие из которых принадлежат самому автору. Так, в проекте «Чужое лицо» Олег попытался перебороть один из своих страхов — страх постановочной съемки. Для этого он объединил в одной экспозиции прячущихся за бумажными масками инопланетянок с нарисованными улыбками и свои детские фотографии, на каждой из которых пририсовал себе клоунский нос и вечный зловещий оскал, как у героя Виктора Гюго. В детстве Олега пугала камера, перед которой нужно было позировать и улыбаться, и он спрятался от своего страха, встав по другую сторону фотоаппарата. Художник признается, что порой мучает своих моделей так же, как когда-то мучили его. Модель становится для него оболочкой, зеркалом для его собственных эмоций, поэтому в какой-то мере работы Олега можно назвать автопортретами.
Огромные декоративные фотографии Олега Доу уже несколько лет хорошо продаются на аукционах. Художник использует швейцарскую технику печати Diasec: это когда фотография склеивается с акриловым стеклом и основой. В результате фотографии получаются более яркими (без дополнительной преломляющей воздушной прослойки) и защищенными от внешнего воздействия. Изготовленным в такой технике снимкам не нужна классическая рама, повесить их можно где угодно: акриловое стекло защитит фотографию от солнечных лучей или влаги.
Аукционные успехи Олега Доу можно считать выдающимися, если учесть, что фотографу нет еще и 30. В недавно опубликованном сайтом Artprice рейтинге самых успешных фотографов до 30 лет в 2011 году Олег занял третье место. Свыше десяти тысяч долларов уже привычная цена для работ Доу на международных торгах. А текущий рекорд — свыше 40 тысяч долларов. В декабре 2007 года на будапештском аукционе Kieselbach Gallery фотография 2006 года из серии «Монахини» в 21 раз превысила эстимейт 350 тысяч венгерских форинтов и ушла с молотка за 7,5 миллиона венгерских форинтов (43,65 тысячи долларов без учета Buyers Premium). А в марте этого года кроваво-красный портрет «Red» на нью-йоркских торгах Phillips De Pury купили за 22 тысячи долларов (27,5 тысячи долларов с учетом комиссии). Чтобы внести баланс в рассказ о художнике, стоит отметить, что работы Доу обладают странным свойством: среди людей разбирающихся в искусстве есть те, кто от них в восторге, а есть и те, кто их на дух не переносит. Впрочем, это нередкая расплата за новаторство. В целом же по сумме прагматических факторов работы Олега Доу сегодня уже безусловно заслуживают внимания инвесторов. Обычные риски, характерные для начала карьеры, в них уже нивелированы.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20120810_oleg_duryagin_dou.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20120810_oleg_duryagin_dou.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.