Остаточная дисперсия и русское искусство. Часть 3
Зависит ли коммерческий успех художника от новаторства его творчества? В поисках ответа на этот вопрос AI повторяет эксперимент Мея — Мозеса
В предыдущей части нашего исследования мы представили индекс новаторства (V1) — показатель, отражающий степень художественной смелости и новаторства авторов, сформированный по аналогии с методикой Майкла Мозеса и Дэвида Мэя — и приготовились двигаться дальше. Однако в своих комментариях читатели попросили показать подробнее, как именно происходила оценка: какие критерии и источники использовались и на основе чего формировался итоговый балл.
Поэтому в третьей части мы чуть более подробно раскроем принцип расчета V1 — от сбора информации до финального распределения по группам. Для формирования индекса была проведена масштабная работа по контент-анализу публикаций — от академических монографий и музейных каталогов до конференционных сборников и специализированных форумов. Для каждого из тридцати художников был составлен массив описаний, включающий несколько тысяч упоминаний, на основе которых выделялись наиболее часто встречающиеся ключевые слова, характеризующие новаторство автора.
Среди таких сигналов, в частности, были: «влияние», «первый», «новый язык», «отказ от формы», «эксперимент», «междисциплинарность», «переход», «прорыв», «революция», «основатель», «школа» и другие. Эти слова выступали маркерами новаторства — показателями, через которые можно количественно измерить частоту упоминаний новаторских характеристик и затем сопоставить ее с институциональными данными (участие в музейных ретроспективах, цитируемость в научных работах, наличие терминов в энциклопедиях и академических статьях и пр.).
Каждому из пяти исследовательских сигналов, описанных в предыдущей части статьи — концептуальная новизна, технологический или форматный эксперимент, влияние на последующие поколения, институциональное признание и междисциплинарный/международный охват — присваивались баллы от 1 до 10; где 10 соответствовало мировому определяющему новаторству. Далее показатели усреднялись, формируя интегральный индекс V1. Ниже, следуя пожеланиям читателей, приведены краткие аналитические карточки по каждому из тридцати художников, ранжированных по уровню новаторства — от абсолютных первооткрывателей до мастеров, чье влияние было эволюционным, но не революционным.
Группа I. Мировое определяющее новаторство (V1: 9,5–10)
1. Казимир Малевич
• Ключевые слова: супрематизм, «Черный квадрат» как символ конца формы и начала идеи; переход искусства в метафизику.
• Влияние: на весь XX век — концептуализм, минимализм; архитектуру и графический дизайн.
• Итог (V1): 10.0 — абсолютный новатор: изменил границы предназначения самой живописи и парадигму восприятия их человеком.
2. Василий Кандинский
• Ключевые слова: основатель абстрактного искусства; автор «О духовном в искусстве»; связка цвета и музыки; педагог Баухауса.
• Влияние: фундамент современного абстрактного языка, эстетики и педагогики формы.
• Итог (V1): 10.0 — абсолютный новатор, создатель нового художественного языка и теоретической системы.
3. Марк Ротко
• Ключевые слова: живопись цветового поля; пространственная медитация; синестетическое воздействие цвета; переход живописи в опыт созерцания.
• Влияние: на абстрактный экспрессионизм, минимализм, инсталляцию, музейную экспозицию.
• Итог (V1): 10.0 — создатель новой философии восприятия живописи; духовный наследник Кандинского и Малевича.
Группа II. Универсальный стандарт / ориентир художественного движения (V1: 8,5–9,4)
4. Марк Шагал
• Ключевые слова: синтез фольклора, кубизма, сюрреализма и поэзии; изобретение «воздушной композиции»; визуальный язык памяти и сна.
• Влияние: огромно — на графику, витраж, сценографию, иллюстрацию; на положительное восприятие «еврейской темы» в искусстве.
• Итог (V1): 9,2 — новатор мирового уровня в визуальной поэзии, создатель новой эмоциональной «грамматики» живописи.
5. Илья Кабаков
• Ключевые слова: «тотальная инсталляция» как формат — иммерсивная среда с текстами, звуками, бытовыми артефактами; из неофициального советского искусства — в глобальный канон инсталляции.
• Влияние: практика предметно-ориентированного искусства и инсталляции 1980–2000-х, а также принципиальное изменение музейного пространства.
• Итог (V1): 9,1 — системный новатор языка инсталляции мирового уровня.
6. Александр Родченко
• Ключевые слова: конструктивизм; фотомонтаж; серийный дизайн; отказ от «живописности» ради утилитарной формы; «линии силы» в фотографии.
• Влияние: графический дизайн, реклама, фотография XX века, школа «Баухаус» и международный авангард в целом.
• Итог (V1): 9,0 — системообразующий новатор в дизайне и фотографии; в живописи концептуальная роль тоже сильна, но «медианный» вклад — через дизайн/фото/типографику.
7. Александр Архипенко
• Ключевые слова: кубистическая скульптура; «отрицательный объем» (впадины как форма); поли-материалы; кинетические и механические опыты.
• Влияние: на модернистскую пластику — глобально; подготовил визуальный язык для конструктивистской и абстрактной скульптуры XX века.
• Итог (V1): 9,0 — первооткрыватель новой «грамматики» скульптуры.
8. Наталия Гончарова
• Ключевые слова: футуризм, лучизм, примитивизм; смелое соединение иконописи, народного искусства и новейших форм модернизма; первые персональные выставки в Париже до эмиграции.
• Влияние: одна из первых женщин-художниц в авангарде; повлияла на визуальный язык модернизма и костюма («Русские сезоны»).
• Итог (V1): 8,9 — сильный и разносторонний новатор мирового масштаба, чуть уступающая «абсолютным первооткрывателям».
9. Николя де Сталь
• Ключевые слова: переход от фигуративного к абстрактному через материальность и цвет; «живопись света и массы»; мост между лирической абстракцией и экспрессионизмом.
• Влияние: на послевоенную европейскую школу и американскую живопись цветового поля; предшественник и вдохновитель поколения 1950-х.
• Итог (V1): 8,8 — яркое новаторство в языке живописи, эмоциональная и формальная мощь — но без оформленного теоретического манифеста.
10. Хаим Сутин
• Ключевые слова: экспрессионизм, «живопись страсти»; деформация формы ради эмоциональной истины; влияние на художников Франции, Великобритании и США.
• Влияние: значителен в развитии экзистенциальной живописи XX века.
• Итог (V1): 8,7 — глубокий эмоциональный новатор, «экзистенциалист кисти», хотя без программной школы.
11. Алексей Явленский
• Ключевые слова: экспрессионизм, «лицо как икона», религиозный абстрактный портрет, влияние на объединение «Синий всадник»; серия «Абстрактная голова» как духовная и формальная революция.
• Влияние: тесно связан с Кандинским — но со своей самостоятельной трактовкой духовной абстракции.
• Итог (V1): 8,6 — один из сильнейших духовных новаторов начала XX века, чуть менее радикален, чем Кандинский.
Группа III. Яркое новаторство внутри широкой школы (V1: 7–8,4)
12. Владимир Баранов-Россине
• Ключевые слова: кубофутуризм, орфизм; оптофоническое пианино (синестезия звук — свет — цвет); «живопись-призма», эксперименты с материалами и оптикой.
• Влияние: мост между русским и парижским авангардом; ранняя логика медиа-арта и светового искусства.
• Итог (V1): 8,3 — заметный новаторский узел (особенно в межмедийности), но не «двигатель» уровня Малевича/Кандинского.
13. Тамара де Лемпицка
• Ключевые слова: икона ар-деко; соединение кубистической геометрии с гламурной эстетикой; женский взгляд на фигуративную живопись и индустрию моды.
• Влияние: повлияла на индустрии рекламы, моды и кино; сегодня — символ синтеза модернизма и роскоши.
• Итог (V1): 8,0 — стилистически сильная художница-новатор, но без философского фундамента уровня авангарда.
14. Кузьма Петров-Водкин
• Ключевые слова: «сферическая перспектива», философия цвета, синтез иконописи и модернизма («Купание красного коня»); собственная система пространственного видения.
• Влияние: глубоко повлиял на советскую школу живописи и теорию композиции; педагогическая школа.
• Итог (V1): 7,9 — художник-концептуалист «внутри» реализма; международное признание умеренное, но формальное новаторство значительно.
15. Иван Клюн
• Ключевые слова: супрематизм, беспредметная живопись; собственные цветовые теории; «сферический супрематизм» — попытка расширить язык геометрической абстракции за пределы «квадрата».
• Влияние: сыграл роль в развитии второй волны русского авангарда; поиски в области цветовой и пространственной структуры живописи оказали влияние на теоретиков оптического искусства.
• Итог (V1): 7,8 — заметный новатор в числе последователей лидеров русского авангарда с оригинальными ходами внутри супрематистского поля.
16. Илья Машков
• Ключевые слова: сооснователь «Бубнового валета», акцент на материальности, цветовой густоте, чувственности формы; мост между постимпрессионизмом и русским авангардом.
• Влияние: значим в переходе от реализма к экспрессионистской фактуре, оказал влияние на поколение 1910-х.
• Итог (V1): 7,4 — сильное новаторство в колористике и пластике, но без концептуального прорыва уровня Кандинского.
17. Валентин Серов
• Ключевые слова: реформатор портрета через «импрессионистическое» видение; переход от академизма к свободе мазка; русский портрет эпохи модерна.
• Влияние: колоссальное — внутри русской школы, влияние на ранних модернистов.
• Итог (V1): 7,3 — важнейший реформатор реализма, но не «концептуальный» новатор.
18. Николай Фешин
• Ключевые слова: виртуозная фактура, свобода мазка, синтез импрессионизма и экспрессии, «живая» поверхность.
• Влияние: значим для американской школы портрета и техники письма; учитель, чьи приемы цитируются до сих пор.
• Итог (V1): 7,2 — технологический новатор кисти и фактуры, но концептуально — в русле русской традиции.
19. Юрий Анненков
• Ключевые слова: портрет, книжная графика, сценография; синтез «Мира искусства», модернистской графики и дизайна книги; важен как мультидисциплинарный «примиритель» художественных стилей.
• Влияние: стилистика легла в основу советского и европейского графического дизайна, от журнальной верстки до сценографии.
• Итог (V1): 7,1 — новаторство в графическом дизайне, книжной культуре и визуальном портрете эпохи — но не «поворот ключа» для глобального канона.
Группа IV. Локальные / жанровые новации (V1: 5–6,9)
20. Александр Яковлев
• Ключевые слова: официальный художник моторизованной экспедиции Citroën по Африке; яркий узел ар-деко, этнографической фиксации и «полевой» модерности; успешные парижские показы.
• Влияние: расширение визуальной географии и гибридного жанра «путешествие — наука — искусство».
• Итог (V1): 6,9 — значимая фигура ар-деко и экспедиционного модернизма, но без перелома художественной парадигмы.
21. Константин Сомов
• Ключевые слова: «Мир искусства», синтез ар-нуво, символизма, эротической и психологической линии в портрете и графике.
• Влияние: предвосхитил кэмп-эстетику XX века; культовый для коллекционеров, но не системный реформатор.
• Итог (V1): 6,8 — оригинал стиля, но не архитектор новой школы.
22. Николай Рерих
• Ключевые слова: синтез философии, мифологии и символизма; влияние теософии; художественная миссия через «Знамя мира»; ранний пример интеграции искусства и общественной программы.
• Влияние: сильный идеологически, но в чисто художественном языке — традиционен.
• Итог (V1): 6,7 — значимость идейная и институциональная, художественно — умеренное новаторство.
23. Василий Васильевич Верещагин
• Ключевые слова: антивоенные мотивы в батальном жанре, отказ от героизации; «Апофеоз войны» и документальная прямота — редкое для XIX века смещение этики репрезентации.
• Влияние: подход к изображению войны как трагедии, а не победы стал предтечей документального реализма и социального комментария в искусстве.
• Итог (V1): 6.6 — сильное идейное новаторство в рамках реалистической живописи, повлиявшее на радикальное изменение восприятия войны в искусстве .
24. Илья Репин
• Ключевые слова: вершина русского реализма, психологическая глубина, демократизация героев; «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван…» — национальные символы.
• Влияние: колоссальное — внутри реалистической парадигмы, но без новаций формы; завершил эпоху, а не открыл новую.
• Итог (V1): 6,2 — культурный гигант, но эстетически — реформатор, не новатор.
25. Борис Кустодиев
• Ключевые слова: декоративный реализм, фольклоризация образа города и человека, яркая цветовая палитра.
• Влияние: визуальный архетип «русской праздничности»; в мировой повестке — нишевая узнаваемость.
• Итог (V1): 6,0 — локальная иконография высокой силы, но новаторство умеренное.
26. Василий Поленов
• Ключевые слова: представитель передвижников, инициатор создания художественных школ и музеев; синтез академизма, реализма и импрессионистической передачи света.
• Влияние: педагогически и культурно значим, но в художественном языке — развитие, а не разрыв традиции.
• Итог (V1): 5,8 — прогрессивный реалист, «реформатор мягкой силы» — но не новатор в эстетическом смысле.
28. Зинаида Серебрякова
• Ключевые слова: выдающаяся мастерская манера, женский авторский голос в портрете и жанровой сцене XX века; вектор — эволюция классической традиции, а не радикальное новаторство.
• Влияние: утверждение женского авторства в русском и европейском искусстве; гуманистическая интонация и пластическая цельность оказали влияние на поколение художниц середины XX века.
• Итог (V1): 5,4 — канонический мастер, но без «разрыва шаблона».
27. Владимир Боровиковский
• Ключевые слова: ведущий портретист конца XVIII — начала XIX века; изящество психологизма, «камерность», тон в «сентиментальном портрете».
• Влияние: на русскую портретную школу — высоко; на мировую живопись — ограниченно.
• Итог (V1): 5,5 — выдающийся мастер, но его новаторство — эволюционное, не революционное.
29. Иван Айвазовский
• Ключевые слова: виртуозная морская живопись, световоздушная среда, скорость письма; технические достижения — но без «смены парадигмы».
• Влияние: большая школа последователей в маринистике; на мировые движения модернизма — минимально.
• Итог (V1): 5,0 — легендарный мастер, но не реформатор художественных законов.
Группа V. Мастерство в основе, не прорыв (V1: <5)
30. Константин Маковский
• Ключевые слова: историко-бытовой академизм; стиль «салонного историзма»; декоративная пышность.
• Влияние: на академическую и салонную живопись — да; на модернистскую революцию — нет.
• Итог (V1): 4,5 — художественно значим, но не новатор.
Расширенный анализ в очередной раз подтвердил: даже при субъективной природе искусства новаторство поддается структурному описанию. Созданный редакцией AI (по аналогии с научным подходом Мэя — Мозеса) «Индекс новаторства» позволяет не только увидеть художественные взаимосвязи, но и подготовить почву для последующих количественных сравнений.
Поэтому в следующей части мы наконец сопоставим полученные данные с рыночной статистикой: частотой продаж, величиной остаточной дисперсии, превышением эстимейтов и долей успешных аукционных событий. Именно там станет ясно, насколько измеренная «смелость» художников совпадает с реальной реакцией рынка — и какие закономерности определяют конвертацию новаторства автора в коммерческий успех его произведений.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20251021_Dispersion.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20251021_Dispersion.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


