- Есть вот такой Жерноклюев
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
Художницы «русской орбиты» в 2023 году
ARTinvestment.RU 08 марта 2024
AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
Одним из самых страшных испытаний для аналитика рынка искусства сегодня является гендерная статистика. Для примера: компания ArtTactic в недавнем отчете Women Artists отметила сразу два исторических рекорда, установленных женщинами-художницами в 2023 году. Для начала беспрецедентной стала совокупная выручка Christie’s, Sotheby’s и Phillips от продажи «женского искусства» всех направлений — от старых мастеров и импрессионистов до послевоенных и современных авторов. Полученная цифра ($825,8 млн) оказалась на 7,1 % выше, чем в 2022 году. Количество «женских» лотов также достигло нового исторического максимума: в 2023 году таковых было реализовано 3 827 шт., что на 20,8 % больше, чем в сезоне-2022.
Проблема в том, что про «увеличение на 20 % в год» в отношении всего, что касается женщин-художниц, мы слышим без малого восемь лет. И если сложить все рекорды из всех отчетов воедино, то может оказаться, что музеи наполнены работами художниц на 110 %, галереи — на 125 %, а доля «женских» продаж относительно «мужских» никак не меньше 150 %. На практике, к сожалению, все обстоит иначе: не успев появиться в международных музеях, женщины вытесняются оттуда этническими меньшинствами, в павильонах арт-ярмарок соотношение мужчин и женщин по-прежнему 3 к 1, а гендерное равенство соблюдено разве что в рабочих контрактах — но и там женщине предлагается должность условного куратора с ответственностью президента и правами интерна.
В преддверии 8 марта редакция AI решила представить собственную статистику по русским и российским женщинам-художницам, а также авторам «русской орбиты» в 2023 году. Благо наша база аукционных продаж — самый большой и удобный инструмент для достижения подобных целей.
Начнем с зарубежных аукционов. Несмотря на отмену «русских торгов» ведущими (сегодня, впрочем, правильнее сказать — ведомыми) домами, работы художниц «русской орбиты» не исчезли с торгов международно-признанным искусством. В 2023 году на зарубежных аукционах появилось 489 лотов 43 художниц, имеющих русское происхождение. Из них покупателей нашли 350 лотов — 72 % (достаточно высокий показатель). Общая сумма всех сделок с произведениями женщин-художниц составила $25,9 млн, или 7,7 % от общей суммы продаж работ художников «русской орбиты» за пределами РФ в 2023 году ($336 млн).
Всего искусство русских художниц выставили на торги 12 зарубежных стран.
Наиболее часто на зарубежных аукционах были представлены произведения Сони Делоне (138 работ), Луизы Невелсон (89 работ) и Наталии Гончаровой (30 работ). Самые дорогие проданные лоты — в таблице ниже.
Таблица 1. Топ-25 продаж художниц «русской орбиты» на международных аукционах, 2023
№ | Художник | Название работы | Аукционный дом | Средний эстимейт (А), $ тыс. | Цена с учетом BP* (В), $ тыс. | Δ (В:А), % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Лемпицка, Тамара де | Fillette en rose | Christie’s, Нью-Йорк | 8 500,00 | 14 785,00 | 74 |
2 | Лемпицка, Тамара де | Женщина в желтом платье | Sotheby’s, Лондон | 3 788,10 | 3,269,13 | -14 |
3 | Лемпицка, Тамара де | Le turban gris I | Sotheby’s, Лондон | 315,68 | 721,63 | 129 |
4 | Лемпицка, Тамара де | Portrait d`une jeune femme en robe bleue | Christie’s, Нью-Йорк | 500,00 | 504,00 | 1 |
6 | Невелсон, Луиза | Dawn Column II | Sotheby’s, Нью-Йорк | 400,00 | 381,00 | -5 |
5 | Лемпицка, Тамара де | Pomme, raisins I | Sotheby’s, Лондон | 157,84 | 320,73 | 103 |
7 | Невелсон, Луиза | Mirror Shadow XXXXI | Christie’s, Нью-Йорк | 150,00 | 239,40 | 60 |
8 | Лемпицка, Тамара де | Deux personnages agenouillés | Christie’s, Нью-Йорк | 60,00 | 201,60 | 236 |
9 | Лемпицка, Тамара де | La Porte de l'atelier | Sotheby’s, Нью-Йорк | 60,00 | 152,40 | 154 |
10 | Делоне, Соня | Rythme couleur | Sotheby’s, Париж | 33,49 | 139,46 | 316 |
11 | Экстер, Александра Александровна | Composition colorée | Carvajal, Антиб | 137,26 | 131,77 | -4 |
12 | Мутер, Мела | Untitled | Piasa, Париж | 82,36 | 131,33 | 59 |
13 | Мутер, Мела | Vue de Villeneuve-lès-Avignon avec le fort Saint-André et la collégiale Notre-Dame | Aguttes, Париж | 43,92 | 128,48 | 193 |
14 | Васильева, Мария Ивановна | Ребенок с рыбой | Sotheby’s, Лондон | 126,27 | 128,29 | 2 |
15 | Орлова, Хана | Danseuse au disque | Christie’s, Лондон | 31,57 | 127,28 | 303 |
16 | Невелсон, Луиза | Black Zag S | Sotheby’s, Нью-Йорк | 125,00 | 127,00 | 2 |
17 | Верёвкина, Марианна Владимировна | Grüner Berg (Kaunas) | Bonhams, Лондон | 63,14 | 120,78 | 91 |
18 | Невелсон, Луиза | Royal Organ | Sotheby’s, Нью-Йорк | 125,00 | 114,30 | -9 |
19 | Невелсон, Луиза | Bright Reflections | Sotheby’s, Нью-Йорк | 100,00 | 114,30 | 14 |
20 | Лемпицка, Тамара де | Composition abstraite B1 | Christie’s, Нью-Йорк | 50,00 | 113,40 | 127 |
21 | Невелсон, Луиза | Senza titolo | Galleria Pananti Casa d`Aste, Флоренция | 148,24 | 109,81 | -26 |
22 | Экстер, Александра Александровна | La ville | Carvajal, Антиб | 109,81 | 98,83 | -10 |
23 | Делоне, Соня | Rythme couleur, Opus 1245 | Bonhams, Лондон | 50,51 | 95,84 | 90 |
24 | Невелсон, Луиза | Day Night XV | Dorotheum, Вена | 82,36 | 85,65 | 4 |
25 | Серебрякова, Зинаида Евгеньевна | Portrait de Peter Ustinov as a Boy | Sotheby’s, Париж | 19,22 | 83,68 | 335 |
* BP — Buyers Premium — комиссия покупателя.
Топ-25 зарубежных продаж в 2023 году — своеобразное «Сент-Женевьев-де-Буа» русского искусства: все работы музейные, все художницы крайне достойные, но ни одной — из ныне живущих. Первое имя современной художницы в рейтинге встречаем лишь на 35-м месте ($63,5 тыс) — это уроженка Риги Элла Круглянская (р. 1978), по окончании Йельского университета сделавшая карьеру в США. Из москвичей-современников только на 100-й позиции ($12,5 тыс.) мы находим Татьяну Назаренко (р. 1944), чьи работы выставлял еще Sotheby’s на легендарных торгах 1988 года в СССР. В 2023 году продавец оказался чуть скромнее — Shapiro Auctions из богатого пригорода Нью-Йорка. Тем не менее сообща Sotheby’s и Christie’s в минувшем сезоне провели 17 из 25 самых успешных продаж работ художниц «русской орбиты».
Перейдем к аукционам российским. Первое разительное расхождение — в количестве женских имен: в 2023 году в российских каталогах значилось 238 художниц. Однако из представленных публике 745 лотов было продано всего 189 — или 25 %. Суммарный результат всех «женских» продаж составил $403,1 тыс., т.е. всего 1,6 % от общего объема российского арт-рынка в 2023 году ($25 млн).
Наиболее часто на российских аукционах были представлены произведения Наталии Нестеровой (32 работы), Юлии Николаевой (31 работа) и Татьяны Назаренко (23 работы). При этом количество женщин-художниц, имевших в 2023 году по одному аукционному событию, равняется 111, или 47 % от общего числа. Самые дорогие проданные лоты — в таблице ниже.
Таблица 2. Топ-25 продаж художниц «русской орбиты» на российских аукционах, 2023
№ | Художник | Название работы | Аукционный дом | Средний эстимейт (А), $ тыс. | Цена с учетом BP* (В), $ тыс. | Δ (В:А), % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Серебрякова, Зинаида Евгеньевна | Портрет Анны | Совком | 40,80 | 31,28 | -23 |
2 | Маврина, Татьяна Алексеевна | Натюрморт с цветами | AI Аукцион, Москва | - | 25,68 | - |
3 | Серебрякова, Зинаида Евгеньевна | Обнаженная со спины | AI Аукцион, Москва | - | 22,47 | - |
4 | Емельянова, Катя | Мессалина из серии «Oliver People» | Vladey, Москва | 6,59 | 15,48 | 135 |
6 | Нестерова, Наталия Игоревна | Plate with pastry (Тарелка с выпечкой) | AI Аукцион, Москва | - | 13,64 | - |
5 | Нестерова, Наталия Игоревна | Le roses violetes (Лиловые розы) | AI Аукцион, Москва | - | 13,64 | - |
7 | Цветкова, Валентина Петровна | Глицинии | Совком, Москва | 20,40 | 13,60 | -33 |
8 | Назаренко, Татьяна Григорьевна | В горах Тянь-Шаня | Совком, Москва | 18,36 | 12,92 | -30 |
9 | Гончарова, Наталия Сергеевна | Натюрморт с букетом и чашкой | AI Аукцион, Москва | - | 12,84 | - |
10 | Нестерова, Наталия Игоревна | Pourqoi si peu? (Почему так мало?) | AI Аукцион, Москва | - | 11,23 | - |
11 | Остроумова-Лебедева, Анна Петровна | Березы | AI Аукцион, Москва | - | 11,23 | - |
12 | Назаренко, Татьяна Григорьевна | После праздника | AI Аукцион, Москва | - | 9,63 | - |
13 | Нахова, Ирина Исаевна | Окна | Artsale. Москва | - | 9,52 | - |
14 | Нестерова, Наталия Игоревна | Последний день лета | Совком, Москва | 12,24 | 9,52 | -22 |
15 | Назаренко, Татьяна Григорьевна | Кукла в кресле | Artsale, Москва | - | 8,84 | - |
16 | Гончарова, Наталия Сергеевна | Испанка. Эскиз костюма к балету «Гойески» на музыку Э. Гранадоса | AI Аукцион, Москва | - | 8,10 | - |
17 | Экстер, Александра Александровна | В Нескучном саду | AI Аукцион, Москва | - | 7,22 | - |
18 | Семёнова, Светлана Владимировна | Похищение Европы | AI Аукцион, Москва | - | 6,58 | - |
19 | Захарова, Наталья Гурьевна | Ангел. Небесное воинство (угловой) | AI Аукцион, Москва | - | 6,42 | - |
20 | Цветкова, Валентина Петровна | Вид на Гурзуф | AI Аукцион, Москва | - | 4,09 | - |
21 | Нестерова, Наталия Игоревна | Зелень | Artsale, Москва | - | 4,08 | - |
22 | Маврина, Татьяна Алексеевна | Букет весенних цветов в вазе. 3 июня 1947 | AI Аукцион, Москва | - | 4,01 | - |
23 | Ермолаева, Вера Михайловна | Яблоки в вазе | AI Аукцион, Москва | - | 4,01 | - |
24 | Экстер, Александра Александровна | Проект светового решения. Лист из альбома пошуаров «Театральные макеты» (Maquettes de Théâtre), Paris, Editions des Quatres Chemines | AI Аукцион, Москва | - | 3,85 | - |
25 | Воронова, Люся | Textil. Hygge | AI Аукцион, Москва | - | 3,82 | - |
* BP — Buyers Premium — комиссия покупателя.
Из художниц, регулярно участвовавших в 2023 году в международных аукционах, в «российской» части таблицы мы видим Наталию Гончарову, Наталию Нестерову, Татьяну Назаренко, Анну Остроумову-Лебедеву и Александру Экстер. Международную экспозиционную активность в минувшем году проявили Ирина Нахова (групповая выставка работ из коллекции художественного музея Циммерли, Нью-Брансуик), и Катя Емельянова (ярмарка StART Art Fair в галерее Saatchi, Лондон). Из 25 самых дорогих работ в пределах РФ — 17 лотов были проданы через AI Аукцион. Все 25 самых крупных сделок были совершены в Москве.
Сравнивать результаты международных ($25,9 млн) и российских продаж ($403,1 тыс.) смысла нет: «там» искусство наших женщин покупают как бренд, «здесь» — чаще всего в интерьер. Немного огорчает цифра в 1,6 % — доля продаж российских художниц на внутренних аукционах относительно обще-гендерного оборота. Отчасти это объясняется тем, что от мужчин-художников на аукционы чаще попадают большеформатные работы, а от женщин — тиражная продукция и миниатюра (60 % всех проданных лотов в количественном выражении). Отметим и хороший знак. Количество художниц, которые появлялись на торгах и замирали с единственной единичкой в статистике, пугающе росло с 2011 по 2019 год. А с началом «ковидной революции» все поменялось: теперь у прекрасной половины авторов так же стремительно растет количество аукционных продаж, причем (вы не поверите) — с реальными, а не подставными, покупателями.
Подумалось: четыре года назад, сидя в карантине, в надежде под вечер перехватить на интернет-аукционе новые «яйца» Оксаны Мась, мы мечтали о недоступном: чтобы масочный режим завершился, а изоляция, развернувшая коллекционеров в сторону локального искусства, осталась. А еще хорошо бы, мечтали мы, чтобы те коллекционеры, которых пандемия настигла в испаниях и франциях, вернулись домой и продолжили покупать. И еще, если можно, чтобы не распылялись на Ренуара и Гогена в Нью-Йорке. А, в качестве довеска, чтобы Айвазовского и Шишкина покупали дома, не выезжая для этого в Лондон. Тогда, казалось нам, внутренний рынок стал бы идеальным инкубатором для развития русского искусства.
И вдруг это все сбылось. Немного не так, как мы представляли, — но основные запросы Вселенная услышала. Что мы имеем спустя 4 года?
В 2023 году оборот российского арт-рынка за год вырос более, чем на 125 %, и превысил $25 млн. Это наилучший показатель для отечественного рынка искусства за последние 13 лет. 238 женских имен в аукционном поле с оборотом в $25 млн — это очень высокая цифра, многие «гендерно-правильные» страны позавидовали бы такому равенству. Осталось подтянуть ценовые показатели, что при нынешней динамике абсолютно выполнимо. В стране увеличивается количество грантовых программ, поддерживающих современное искусство, открываются новые галереи, укрепляется региональное сотрудничество (те самые «горизонтальные связи», которые необходимо развивать для преодоления любого кризиса). Появляются новые высокотехнологичные компании, которые хотят работать с художниками как генераторами креативных процессов. Наконец, новый толчок к развитию получила ресторанно-гостиничная сфера, которой просто нужны в интерьер красивые вещи с историей.
При этом говорить, что российские художники и художницы находятся в географическом экзистенциальном вакууме, не приходится. Так, в минувшем году «русский след» отметился в галереях, открывшихся в ОАЭ и США (некоторые из них успешно управляются из Москвы и Санкт-Петербурга). Эти галереи активно сотрудничают с российскими авторами, среди которых бóльшая часть — художницы. Зарубежные кураторы продолжают привлекать наших соотечественниц к выставочным проектам, а также способствуют продажам их искусства в коммерческие пространства.
Словом, кто ищет — тот всегда найдет. А кто недоволен — останется недоволен навечно.
Напоследок обратимся к прекрасной половине человечества. В международной системе рынка искусства, в отличие от спорта, нет своего «санкционного комитета», запрещающего отдельным странам участие в глобальном культурном процессе в угоду политической повестке. Многие видят тому причиной не «силу искусства», а его слабость. Дескать, если бы трансляции аукционных торгов смотрела аудитория, равнозначная спортивным играм, высокое искусство давно стало бы рупором больших корпораций. Нам же хочется верить в другое: искусство — оно как космос, за обоими — наше будущее. Именно ради будущего всего человечества научные команды космонавтов формируются и отправляются на орбиту, исходя из профессионализма и готовности, а не из политической карты мира.
А еще будущее — за теми из вас, кто не разделяет свое искусство на «внутренние» и «экспортные» продукты, а просто творит. Рынок подобный подход оценит. Искусство, как и космос, безгранично и глобально. Остается лишь на топливе трудолюбия выйти на нужную орбиту.
С праздником!
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240308_March8.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240308_March8.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Есть вот такой Жерноклюев
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков