Artist of the week: Peter Ossowski
October 24 at the auction "SOVKOM" will be sold a small landscape Peter Ossovsky — sole representative of the "severe style" in the top ten living artists — authors of the most expensive works sold at the auctions of the Russian
Он не любитель публичности, его интервью можно пересчитать по пальцам, все свободное время он отдает работе в мастерской.
Петр Павлович Оссовский появился на свет 18 мая 1925 года на Украине, в селе Малая Виска Кировоградской области. Вскоре после рождения Петра семья Оссовских переехала в Россию, и начальное художественное образование будущий живописец получал в Москве: в 1940–1944 он учился в Московской средней художественной школе.
Затем был Суриковский институт (1944–1955): друзья-сокурсники и мастерская С. В. Герасимова, развившая и укрепившая интерес будущего художника к реалистичным, монументальным формам, свойственным творчеству учителя. «Я учился у такого мастера, как Сергей Васильевич Герасимов, — вспоминал Оссовский, — и все же скажу: не меньше, чем у него, я учился у своих товарищей. Мы утверждались в своих взглядах на задачи искусства, на средства решения этих задач».
После окончания института Оссовский начал активно участвовать в ежегодных выставках молодых художников. «Я по себе знаю, как много для нас значили ежегодные молодежные выставки, — скажет позднее П. Оссовский. — Для меня и моих товарищей серьезнейшей школой были и подготовка к ним, и обсуждение работ, и обмен мнениями... Выставки воспитывали у молодежи свое отношение к искусству, к жизни. Была самостоятельность, была решимость высказать по-своему то, что чувствуешь и что пережил. Выставки давали чувство локтя».
Выставляться регулярно Оссовский начал в 1954 году, и хотя его работы из года в год принимались довольно хорошо, говорить об известности художника можно, лишь начиная с 1956 года, когда он вступил в Союз художников.
А несколько лет спустя его работа «Три поколения» (1959), показанная на выставке «Советская Россия — 1» (1960), с легкой руки известного искусствоведа А. А. Каменского дала название целому художественному течению: в своей рецензии на эту картину, Каменский охарактеризовал манеру художника как «суровый стиль».
«Суровым стилем» сегодня называется направление в советской живописи, которое возникло в 1950–60-е годы и в целом логическим продолжило традиции русской реалистической школы живописи, во многом берущей свое начало еще в творчестве художников XIX века. В новой, «суровой», манере пробовали себя в основном молодые художники, только закончившие учебные заведения: П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, Г. Коржев, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и др.
Художники «сурового стиля» отказались от идеализированных и даже дидактических образов, созданных предыдущим поколением советских живописцев, — молодых интересовали их современники. Они стремились увидеть сами и показать другим возвышенное, романтическое и даже поэтическое начало в жизни и труде тех, кто жил и трудился рядом с ними. Молодые художники писали лица рабочих, крестьян, рыбаков, строителей, геологов — и наделяли их образы знаковыми (и оттого монументальными) чертами своего времени.
Для достижения такого эффекта, представители «сурового стиля» стремились максимально упростить и обобщить формы, сделать лаконичным силуэт, упрощалась и уплощалась также и композиция, выстраиваемая зачастую по законам коллажа — когда в пространстве одной работы некоторые элементы картины существуют как бы отдельно, даже со своей собственной перспективой, и потом как бы собираются художником на единой плоскости. Таким образом, композиция зачастую имеет вертикальное построение — планы (передний, средний и фон) строятся не в перспективе, а друг над другом. Упрощается и цветовая гамма: «суровостильцы» сторонники скорее графичных линейных ритмов, чем игры оттенков и полутонов, чаще используют лаконичные, ясные и выразительные цвета и цветовые акценты.
Сегодня оценки и трактовки «сурового стиля» сильно расходятся: одни исследователи противопоставляют его реалистическому, плакатному искусству сталинской эпохи; другие — видят в нем логическое продолжение советского реализма; третьи, например художник Борис Орлов, полагают, что «в реальности “суровый стиль” был сверху противопоставлен родившемуся в начале шестидесятых годов андеграунду».
Неоспоримо одно: художники «сурового стиля» смогли привнести в отечественное реалистическое фигуративное искусство новую эстетику, почерпнутую ими как в образах средневековых фресок, росписях Раннего Возрождения, так и в работах русской реалистической школы живописи, первой волны русского авангарда и современных им западных художников.
Немалую роль в формировании этой новой эстетики сыграло искусство Рокуэлла Кента. В 1958 и 1960 годах в Москве с аншлагом прошли две его персональные выставки, по окончании которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина получил в дар от автора около тысячи произведений. Новый, незнакомый художественный язык Кента стал для молодых, только что завершивших академическое образование художников глотком северного воздуха — холодного, свежего и чистого. Глотком, если угодно, «мужского» искусства — прямого, без намеков и полутонов, сдержанного и безусловно правдивого. Свое дело, быть может, сделала и повальная увлеченность советских мальчишек Джеком Лондоном — и оказалось, что так можно писать не только книги, но и картины, — словом, молодые Кента поняли и поверили ему. Художник стал настолько популярен, что в середине 1960-х годов и после на русский язык были переведены несколько автобиографических книг Кента: «Это я, Господи!», «В диком краю («Дневник мирных приключений на Аляске»)», «Гренландский дневник», «Саламина» и др.
Образование, знакомство с тем, что делали художники других эпох и культур, подготовило в художниках «сурового стиля» хорошую почву для собственного опыта. В 1961 году Оссовский отправился в свою первую длительную зарубежную творческую поездку — в Мексику и на Кубу, и там «почувствовал, что нашел свой собственный стиль». Потом были неоднократные поездки по Европе — в Италию, Чехию, Словакию и Болгарию. В этот период его интересовало всё — природа, города, архитектура, люди, главное — люди. К началу 1970-х все большее место в его творчестве начал занимать пейзаж: «Территория моего творчества — от берегов Байкала до вод Карибского моря».
В 1966 Пётр Оссовский впервые приехал в Псков, и с этого времени Псков и Изборск стали тем источником не только вдохновения, но и сил и самого существования, к которому художника тянуло неудержимо и у которого он в конце концов обрел себя. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», — говорит об этом художник.
Вдохновленный русской стариной, он обратился к историческим, культурным корням, и вскоре нашел сюжет, который разрабатывает с середины 1970-х до наших дней, не повторяясь и не уставая, — это исторические, культовые монументальные архитектурные сооружения (кремли, соборы, церкви) на фоне вечности (незыблемой небесной тверди) — спокойные и статичные на контрастном фоне напряженного неба.
Оссовский настолько увлечен Псковом, что в 1975 году он организовал там свою юбилейную, к 50-летию со дня рождения, выставку «На земле древнего Пскова». Эта выставка стала первой из многих в его многолетней творческой деятельности в Пскове и на псковской земле.
Работы Оссовского последних десятилетий — это работы православного художника, наполненные отсылками к событиям из истории Древней Руси. Пожалуй, только сдержанный, лапидарный колорит, почти графичные силуэты его храмов на фоне неба и строгая северная природа его пейзажей выдают в нем художника «сурового стиля».
Искусство Оссовского было высоко оценено официальными художественными институциями. В 1979 году Оссовский награжден Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», а в 1985 году он получил Государственную премию СССР за цикл картин о Московском Кремле (1978–1985): «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1997 году он был удостоен Золотой медали Российской академии художеств за выставку произведений, показанных в ее залах годом ранее.
22 февраля 2013 года Пётр Оссовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. «Я верю, — сказал художник, принимая награду, — что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю».
Один из самых ярких представителей «сурового стиля», мастер пейзажа, «музейный» художник, он и сегодня остается в центре внимания публики.
Работы П. Оссовского ценятся и на арт-рынке. Его картины можно встретить как на стенах галерей, так и в каталогах около десятка аукционных домов. В нашем рейтинге ныне живущих художников — авторов самых дорогих работ, проданных на российских аукционах, он занимает 8-е место.
На аукционах в последние годы его работы появлялись более 80 раз и в основном в Москве. В первую очередь покупателей интересует, конечно, живопись — пейзажи и жанровые полотна; довольно популярны полотна из больших циклов — «Мексика», «Славянские портреты», «Болгарские новеллы» и др. Выше всего ценятся холсты и картоны, выполненные в конце 1980-х — 2000-х годах.
Пик продаж работ художника, согласно графику индекса ARTIMX, пришелся на 2006 год, однако высокие результаты были и в 2005–2008 годах, в последующие два года наблюдался небольшой спад, но в 2011-м появились первые признаки положительной ценовой динамики, а сегодня можно уверенно сказать, что влияние кризиса преодолено и рынок работ Петра Оссовского находится в стадии роста. Рекордный для Оссовского результат — 1 500 000 рублей был достигнут 4 апреля 2013 года на торгах аукционного дома «Совком» по картине «Солнце над Красной площадью» (1995).
В тройку лучших аукционных результатов работ художника входят и еще две продажи «Совкома»: диптих «Словацкие мадонны» (1989) ушел с торгов 20 мая 2009 года за 750 000 рублей, а 11 марта 2006 года за 23 000 долларов была продана картина «Утро в Гаване» (2005).
К слову, небольшой пейзаж Оссовского «Утренняя гладь» (1975) будет продаваться на ближайших торгах аукционного дома «Совком», 24 октября. Так что у всех желающих есть прекрасная возможность увидеть работу на предаукционной выставке и купить ее в свою коллекцию.
Источники:
Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20131002_ossovsky.html
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131002_ossovsky.html
© artinvestment.ru, 2024
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.