Russian auction in London. June 2016. Forecasts and results
Potential dollar "one million" can be counted on the fingers. But haggling is expected active. All auctions lowered the estimate to a level adequate to the current situation, — 3-4 times on some lots
Обратите внимание, что эстимейты и прогнозы у нас сразу переведены из фунтов в доллары для пущего удобства. И сходу перейдем к прогнозам.
Sotheby’s Russian Pictures. 7 июня 2016. В 10 утра по лондонскому времени
Комментарий: Невольно вспомнилось, что в далеком 2004 году именно с пейзажа Шишкина на обложке каталога Sotheby’s начался затяжной и разрушительный скандал с «перелицовками» в русском искусстве. Напомню, что тот Шишкин, оцененный аукционом в $1 200 000, оказался слегка подрихтованным пейзажем голландца Маринуса Куккука, красная цена которому была $20 000. Нынешний флагманский лот Sotheby’s — это совсем другое дело с точки зрения провенанса. Шишкинская «Опушка соснового леса» опубликована в каталоге выставки в 1897 году. Много лет эта работа принадлежала племяннику художника, потом была в собрании бельгийского коллекционера. Композиционно «Опушка» созвучна с шедевром Шишкина «Рожь» (из ГТГ). Но только написана она почти через 20 лет уже сильно постаревшим передвижником. По силе эта поздняя вещь заметно уступает. Но все равно — крепкий Шишкин, которого сегодня пойди найди. Аукцион ставит верхнюю оценку $1 000 000. Мы думаем, что близко к тому и будет — $1 300 000.
Комментарий: В 2014 году эстимейт на этого Маковского на Sotheby’s был $3 000 000–5 000 000. А сейчас уже от $700 000 — в четыре раза ниже. Слов нет, масштабная эпичная вещь. Три на четыре с половиной метра. Правильный Маковский — Константин. Провенанс — фото с выставки 1926 года — все при ней. Работа такого класса способна украсить музейное пространство, консульский отдел посольства в Варшаве или разворот школьного учебника истории. Но вот представить себе мотивацию частного коллекционера, который захочет постоянно видеть на стене трагическую цену из истории русско-польских отношений, довольно сложно. В минус играют исполинский размер и тревожный сюжет. Оценка аукциона — до миллиона, как и у Шишкина. Но мнение AI таково: купят в лучшем случае по нижней планке, $700 000–750 000. Например, не для себя, а по заданию государства, с привлечением патриотически настроенных меценатов.
Комментарий: Для Нисского в каталоге не приводится провенанса, что странно, если он только не происходит из той же злополучной партии Международной конфедерации союзов художников. Два года назад другой холст Нисского, «Над снегами», достиг цены почти в три миллиона долларов. Но то был шедевр исключительного качества, купленный в режиме «за ценой не постоим», с явной переплатой и в другой экономической ситуации. Нынешние «Туристы» на порядок проще, но при этом характерны, приятны и предлагаются по вполне разумной цене. Думаю, будут куплены в пределах эстимейта, за $180 000.
Комментарий: Самые дорогие Айвазовские на Sotheby’s в этот раз скромны в размерах (один 62 см, другой 77 см в ширину) и не могут похвастаться профильным сюжетом. У Айвазовского ценится море. А тут предлагается южнорусская (или украинская) сцена с хатой и волами ($213–350 тыс.) и вид на гору Казбек ($115–170 тыс.). Вид на Казбек по фото очень неплох, хотя морем ни там, ни там не пахнет. А еще он неплох ценой. 60 сантиметров по горизонтали с эстимейтом $115 000–170 000 — это цена правильная и провоцирующая на борьбу. Вообще, последние аукционы показывают, что цены на Айвазовского подходят к балансу на новых уровнях. Заметно дешевле миллиона долларов. Мы считаем, что разумная цена за вид на Казбек — $190 000.
Комментарий: Живопись колоритная, насквозь русская, узнаваемая, комфортного размера и с умеренным эстимейтом. За $30 000 Судейкин вдвое меньшего размера продавался недавно и в России. Прямо накануне нынешнего кризиса. Оценка Sotheby’s в $28–43 тыс. выглядит излишне осторожной. Думаю, что лот уйдет с превышением эстимейта. Хотя вряд ли сильно большим. Прогноз: $50 000.
Для тех, кто коллекционирует русское искусство конца XIX — начала ХХ века, аукцион Sotheby’s Russian Pictures будет вполне интересным, особенно на фоне остальных. Есть там хорошая акварель Ивана Билибина, живопись Бориса Анисфельда и Константина Горбатова. Ближе к нашему времени есть очень интересный Виктор Попков со своим «суровым стилем» (такого качества работы на аукционах бывают редко). Вместе с тем есть и странные вещи. Ощущение, что Sotheby’s решил неуклюже протестировать нишу соцреализма не самыми громкими именами и не самыми выдающимися вещами. Что они нашли в «Шахтере» Виктора Кошевого или «Спорте храбрых и красивых» Николая Бондаренко для меня остается загадкой. Эстимейты поставили в $5 000–10 000, сильно удивлюсь, если их купят. Тем более что стоит чуть-чуть добавить, потерпеть два часа и потом побороться за живопись Дмитрия Краснопевцева на следующих торгах — Sotheby’s Contemporary East. Не верите?
Sotheby’s Contemporary East. 7 июня 2016. В час дня по лондонскому времени
Недорогого и неплохого Краснопевцева на Sotheby’s будет море разливанное. Я насчитал 6 лотов в диапазоне $14 000–30 000. Вещи, конечно, не метровые, но вполне симпатичные. Например, такая.
Комментарий: Вещь происходит из коллекции Степана Татищева, из тех самых русских аристократов. Коллекционер родился в Париже и в середине семидесятых служил в Москве атташе по культуре посольства Франции. Поэтому размер работы можно смело назвать чемоданным. Даже сумочным — 36 × 40 см. Маловат. Жаль. Но и оценка вполне адекватная — $14–21 тыс. Правда, учтите, что Краснопевцева сегодня на рынке предлагается довольно много. С $40 000 в кармане можно выбирать, не выезжая за пределы Москвы. Думаю, в Лондоне дойдет до $25 000.
Комментарий: А вот это как раз редкость. Недаром Sotheby’s сделал акцент на этом лоте. «Двойной автопортрет» — это программная вещь для дуэта изобретателей направления соц-арт. Эта работа напечатана в десятках монографий — ее знают все, кто хоть немного интересуется послевоенным неофициальным искусством. Это самая ранняя версия, но вообще у этой работы потом было еще две сестры. Одна авторская версия была утрачена в ходе разгона Бульдозерной выставки в 1974 году. А еще одна была нарисована в год 10-летней годовщины побоища на пустыре в Беляево. Топ-лот оценен под стать — $141 000–212 000. Я затруднюсь предположить итог. Он может быть сколь угодно неадекватным. Но могу предположить, что торг будет серьезным. До $300 000 — очень вероятно. А может, и до $400 000–500 000. Не удивлюсь. Дело в том, что Комар и Меламид интересуют не только русских коллекционеров шестидесятников. Они давно стали участниками западного дискурса, поэтому побороться за работу могут иностранные коллекционеры (круг покупателей Кабакова) и музейные институции.
Комментарий: Вейсберг — наш Моранди, любимец коллекционеров. Он довольно дорог и популярен, примерно как Краснопевцев. Ну, может, чуть менее. Высококлассные вещи Вейсберга появляются на рынке не часто. Поэтому тянуть и упускать оказию смысла нет. Хороший сюжет, ценный год, но скромный размер. Слишком. Как будто специально под диппочту (он тоже из коллекции Татищева). При этом эстимейт назначен довольно самоуверенно — $42 000–70 000. Мнение AI: уйдет по нижней границе, за $42 000–45 000.
Комментарий: Это 1974 год — год Бульдозерной выставки, инициатором которой как раз и был Рабин. То есть вещь создана незадолго от эмиграции и, очевидно, в том же 1974 году куплена Татищевым. Оптимальный размер (50 × 70), пронзительный сюжет, особо ценный доэмиграционный период, пик формы Рабина. Эстимейт $8 000–11 000. В России за такой ценой выстроилась бы километровая очередь. Понятно, что будет торг и будет превышение. Я бы даже предположил превышение в три раза и более, до $35 000.
Комментарий: Скульптуры Сидура входят в список хитов наших собственных аукционов. Раньше его покупали коллекционеры шестидесятников, но после недавнего разгрома выставки в Манеже имя стало известно и широкому кругу покупателей. Мы сами продали немало рисунков и скульптуры Сидура. Но таких сложных форм и крупных размеров в продаже не встречали. Это музейный класс, бронза, работа под метр высотой. А оценка аукционного дома ниже, чем в России, — $8–11 тыс. Мнение AI: уйдет за $15 000. При этом даже $20 000 можно считать вполне оправданными с инвестиционной точки зрения.
Комментарий: Информация об этой работе знаменитого «лейтенанта Неизвестного Эрнста» в сотбисовском каталоге крайне скупа. Но указания на то, что она тиражная, нет. Значит, не тиражная? Выглядит солидно, абсолютно узнаваемо, важнейшая для Неизвестного тема. Бронзовое распятие 43 см высотой. А эстимейт при этом абсолютно провоцирующий — от $2 800. За такие деньги в Москве очередь была бы длиннее, чем за соседним Рабиным. Поэтому думаю, что реально уйдет за $8 000–10 000.
Christie’s Russian Art. 6 июня 2016
Про лоты Christie’s в этот раз много писать не придется: июньский каталог выглядит едва ли не самым слабым за всю историю метеорологических наблюдений. Не знаю, почему так. Впрочем, недавно там была какая-то катавасия с руководством, с поиском нового директора . Может быть, связано с этим, и просадка с ассортиментом — явление, скорее всего, временное. Тем не менее в каталоге есть и первые имена, и интересные работы. А уж Айвазовский точно намного лучше, чем у конкурентов.
Комментарий: В отличие от сотбисовских работ мариниста тут нет коров, а есть и море, и приятный сюжет, и лунный свет, и почти метровый размер. Именно то, что ждут от Айвазовского. Вещь очень настроенческая. Прям аж хочется к тем ребятам заглянуть на чашечку кофе. При этом эстимейт — более чем конструктивный: $290–435 тыс. — когда такое было? До кризиса за такого просили бы миллион. А по нынешним временам, думаю, адекватный предел — $650 000–700 000.
Комментарий: Этот кот (не кошка, судя по морде) написан в 1988 году — в период который высоко ценится у Целкова, несмотря на то, что формально он уже поздний. Коллекционеры любят и эту палитру, и этот сюжет (коты для многих страсть). Так что перспективы для успеха на аукционе хорошие. Предположу, что до верхней границы эстимейта не дойдет. Но до $45 000, посерединке, вполне возможно.
Bonhams. The Russian Sale. 8 июня 2016. В 3 часа дня по лондонскому времени
Комментарий: Работа создана в период перехода Ларионова от импрессионизма к своему узнаваемому неопримитивизму. Документальная история холста прослеживается с 1970-х годов. В 1972 году, согласно справке Bonhams, натюрморт продавали на Sotheby’s, а в 1979 году — на Christie’s. С тех пор она была в коллекции какого-то известного судьи. Вещь для ценителей, но, как и все работы русского авангарда, такие покупки требуют от покупателя высокой личной компетентности.
Комментарий: Большая оригинальная графика (смешанная техника, там и масло есть). Оценка — божеская. В Москве такая вещь стоила бы около 300 000 рублей, то есть чуть менее $5 000. Но на Bonhams, думаю, уйдет в районе $4 000, в пределах эстимейта. Есть смысл покупать уже из этих соображений. К качеству вопросов нет никаких, бубновый валет, один из любимых немухинских сюжетов. Поздний, но крепкий.
В целом, если кто-то говорит, что русская неделя в этот раз совсем аховая, — не верьте. Да, у Christie’s каталог в этот раз совсем не на уровне, у Bonhams — чуть хуже обычного, а у Sotheby’s — очень даже ничего. Что важно, аукционы продолжают снижать эстимейты, то есть идут навстречу рыночным реалиям. Исполинский Маковский, подешевевший в четыре раза, в этом смысле особенно показателен. И обратите внимание, как подешевел Айвазовский. Все так, как мы прогнозировали, и по целому ряду лотов престижные мировые аукционы назначили эстимейты на уровне московских цен, а то и ниже. Думаю, теперь дело пойдет. Низкие старты будут провоцировать на борьбу.
А вот как все вышло на самом деле:
Русское искусство на Sotheby’s 7 июня. Итоги
«Русские торги» Christie’s 6 июня 2016 года. Итоги
Permanent link to:
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160603_london.html
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160603_london.html
© artinvestment.ru, 2024
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.