1899–1984
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Чакбазов, Нахум
Живописец, график, скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, фотограф, поэт
Из многодетной семьи. Фамилия Чакбасов представляет собой анаграмму из нескольких семейных фамилий. Отец эмигрировал из России в 1905 и поселился в Чикаго, где планировал открыть собственное полиграфическое дело. В 1907 к нему присоединилась мать с детьми. Бизнес отца не состоялся, детство прошло в бедном чикагском квартале. Чтобы помогать семье, в 14-летнем возрасте оставил школу и устроился на работу. В 1918 записался в военно-морской флот США, участвовал в боях близ Скапа-Флоу у северного берега Шотландии. В те же годы начал заниматься живописью; писал северные пейзажи.
После демобилизации изучал экономику в вечерней школе, работал бухгалтером, организовал собственный бухгалтерский бизнес. В конце 1920-х увлекся живописью и рисованием. Прошел через увлечение творчество П. Сезанна, В. Ван Гога, Ж. Руо. В 1932 перебрался в Нью-Йорк, чтобы быть в центре художественной жизни, затем — в Париж. Учился в Париже у Л. Готтлиба, М. Громера и недолго под руководством Ф. Леже. Путешествовал по Испании, Северной Африке. Провел персональную выставку пейзажей в парижской галерее Zak, экспонировался в салоне Тюильри (1934).
В 1934 возвратился в Нью-Йорк. Писал пейзажи, портреты, фигуры, жанровые композиции; работал в технике энкаустики. С 1935 сотрудничал в Федеральном художественном проекте Управления общественных работ (Federal Art Project of the Works Progress Administration); познакомился со многими нью-йоркскими художниками-модернистами. Член и экспонент группы «Десять» (The Ten, 1935–1937); в 1937 вышел из состава группы, не разделяя стремления ее членов к радикальной абстракции. В конце 1930-х сблизился с кругом художников более социальной ориентации — Р. и М. Сойерами, Д. Бурлюком, М. Авери, У. Гроппером, М. Вебером. Член Национального исполнительного комитета Конгресса Американских художников (с 1936); в 1936–1937 — управляющий делами журнала этой организации Art Front.
В 1940-х занялся фотографией, снимал на цветную пленку работы своих друзей-художников. В те же годы отошел от экспрессионизма, начал разрабатывать живописную манеру, основанную на соединении сюрреализма и кубизма. С 1944 работал в гравюрной мастерской У. С. Хейтера — известном центре нью-йоркских сюрреалистов. Выполнил ряд офортов.
Сотрудничал с галерей A.C.A., в которой организовал 5 персональных выставок (1936–1943). Провел персональные выставки в нью-йоркских галереях Secession (1935), Perls (1945–1948, ежегодно), J. Heller (1950, 1951, 1953), а также в Новом Орлеане, Филадельфии (обе — 1944), Лос-Анджелесе, Сан-Франциско (обе — 1946), Нью-Йорке (1955, 1974). Участник многих групповых выставок, в том числе в Пенсильванской академии изобразительных искусств (1941), Чикагском художественном институте (1943, 1944, 1945, 1946, 1947) и др.
Преподавал в Художественной студенческой лиге (1945–1951), собственной школе в Вудстоке (штат Нью-Йорк, 1948–1956).
С конца 1930-х занимался литературным творчеством; автор сюрреалистической биографии «Луна — мой дядя» (The Moon is My Uncle); писал стихи, выпустил поэтический сборник The Machinery of Fright (1982).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Музей Метрополитен, Бруклинский музей, Музей американского искусства Уитни, Еврейский музей в Нью-Йорке, Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне и другие.
Источники:
1. Американские художники Российской империи. Живопись, скульптура из музеев и галерей США и частных коллекций / Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 283.
2. artrz.ru
3. warholstars.org
4. bravurastyle.com
5. artoftherussias.wordpress.com
Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе