Мастеркова Лидия Алексеевна
1927–2008

МАСТЕРКОВА Лидия Алексеевна

8 марта 1927 (в различных источниках указываются также 1924, 1929, 1931, 1937, Москва) — 12 мая 2008 (Сен-Лоран-сюр-Отен, Франция)

…Плоскость картины — это ограниченное пространство, в котором я выстраиваю свой мир.

Л. Мастеркова

Живописец

В детстве брала уроки драматического искусства у К. С. Станиславского, увлекалась театром, музыкой, поэзией. Училась в Московской средней художественной школе (1943–1946), первым педагогом начинающей художницы был Михаил Перуцкий. С 1946 училась в Московском художественном училище памяти 1905 года.

Входила в Лианозовскую группу. В 1950-е одной из первых начала заниматься абстрактным искусством и навсегда сохранила верность этому направлению.

«Все время с неослабленной силой в ее абстрактных композициях то горят и сверкают, то мерцают притухающим огнем волшебные краски. Кажется, она подходит все время с разных сторон к магической поверхности полотна. Иногда жизнерадостная яркость пламенеющих звучаний, извивающихся и несущихся ввысь странных очертаний заставляет вспомнить органные аккорды Баха, а иногда зеленовато-серые сплетенные плоскости, ассоциирующиеся с биологическим формами, связываются с «Сотворением мира» Мийо. Рисунком Мастеркова говорит многое. Он организует пятна на плоскости и характер красочных акцентов. Он своеобразен и очень выражает автора» (Л. Кропивницкий. 1965).

Мастеркова любила работать циклами, сериями. К числу наиболее известных и значительных относятся такие, как «Планеты» (1976), «Метеориты» (1981–1982), «Триптихи» и многочисленные «Композиции», которые художница часто посвящала какому-то конкретному лицу.

Художница часто прибегала к форме круга, будто решала задачи на равновесие и завершенность пластической формы. «Все — в круге. И из круга не выйдешь никуда. Все возвращаются на круги своя. Без круга ничего не может быть. Когда-то я много об этом писала» (Из интервью с Л. Мастерковой, 24. 01. 2006.).

Выполненные на бумаге, эти изображения создают ощущение космичности, они загадочны и полны мистической силы. Порой кажется, что так могут выглядеть снимки неведомых планет, сделанные из далекого космоса. Характер рисунков в этих композициях очень своеобразен. Тушь по мокрому создает впечатление живой вибрирующей поверхности, обладающей почти осязаемым эффектом.

Лидия Мастеркова рано начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1961 в доме искусствоведа И. Цирлина. Она была участницей нашумевших московских выставок:

1967 — выставка произведений «двенадцати художников» (клуб «Дружба» на шоссе Энтузиастов, Москва). Эта выставка была закрыта через два часа после вернисажа, причем работы Л. Мастерковой были сняты еще до открытия выставки;

1974 — 1-й осенний смотр картин «на открытом воздухе» — т. н. «Бульдозерная выставка» (Москва);

1974 — 2-й осенний смотр картин «на открытом воздухе», лесопарк Измайлово (Москва);

1974 — Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ);

1975 — выставка живописи московских художников (павильон «Пчеловодство», ВДНХ, Москва).

В 1975 Лидия Мастеркова эмигрировала во Францию. Она жила в живописной деревне Сен-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. «Во Франции я живу тихо, как мышь, я просто работаю и мне там не до разговоров». (Из интервью с Л. Мастерковой, 24. 01. 2006.) В последние годы она создавала в основном графические серии в технике коллажа.

После переезда на Запад Лидия Мастеркова много работала и активно выставлялась во Франции, США, Швейцарии, Германии, Италии. В Париже с 1976 сотрудничала с галереей Дины Верни, где в том же году прошла ее персональная выставка.

Работы Лидии Мастерковой находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва); Музее современного искусства (США), в Музее Циммерли (США), в коллекциях Дины Верни (Франция), Нортона Доджа (США) и др.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх