1877–1967
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Олена
График, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, скульптор, ученый-этнограф
Из семьи юриста. Училась во Львове: в монастыре сакраменток (до 1894), Художественно-промышленной школе (1901) у А. Стефановича, в Студии художников реалистического направления (1901–1903) у Р. Братковского и С. Качора-Батовского; Школе прикладного и декоративного искусства в Вене (1903–1908). В 1908 за исполнение металлической шкатулки с сюжетно-аллегорическими вставками из эмали получила 1-ю премию на конкурсе Торгово-промышленной палаты в Австрии.
В 1904 совершила поездку в Венецию, в 1908 путешествовала по Европе — посетила Мюнхен, Страсбург, Париж, Лондон, Женеву.
Жила во Львове (1908–1909, с 1938), Перемышле (1909–1938). Занималась станковой, книжной графикой, экслибрисом; работала в техниках офорта, акватинты, ксилографии, линогравюры, акварели, пастели, масляной живописи.
Автор живописных произведений: «Дети на лугу», «Пастушок с гусями», «Ярмарка в Косове» (все — 1908), «У керосиновой лампы» (1910), «Соседки» (1911), «В лесу», «Кладбищенские ворота», «Жатва» (все — 1913); офортов «Оля на палубе» (1911), «Весна» (1913), «Буря на Адриатическом море» (1913), «За океан» (1914), «На страже» (1915), «Возле колодца»; ксилографий «Довбуш» (1940), «Зима»; линогравюр «Мать» (1930), «Гуцульская мадонна» (1930-е) и других.
Выполнила графические циклы «История княжеских времен» (1918, линогравюра), «Украинские писатели» (1920; линогравюра), «Славные женщины прошлого» (1934, линогравюра), «Гуцульщина» (1935, линогравюра), «Святые украинской церкви» (вторая половина 1930-х; ксилография), «Легенды гор и лесов» (1930-е; линогравюра), «Гуцульщина в труде» (1945; акварель, карандаш), «Богатство родного края» (1950–1951; акварель, карандаш), «Красота Советской Украины» (1951–1952; акварель, карандаш).
Сотрудничала в детском журнале «Мир ребенка» (1919–1921). Оформляла детские сказки, буквари, басни; создала иллюстрации к сериям книг «Нашим самым маленьким», «Читаночка для украинского ребенка» (1915 — 1920-е), книгам: «Дорога» В. С. Стефаника (1917), «Украинская народная мифология» В. М. Гнатюка (1918–1921), «Лис Никита» (1922), «Моисей» (1939) И. Я. Франко, «Тени забытых предков» М. М. Коцюбинского (1929), «Слово о полку Игореве» (1930-е) и другим.
Занималась ткачеством, проектированием и моделированием одежды, создавала изделия из эмали, бронзы, майолики. Создала в технике перегородчатой эмали триптих «Искусство» (1906), в 1910–30-х вместе со своей сестрой Ольгой выполнила более восьмидесяти ковров и гобеленов.
В своем творчестве опиралась на традиции народного искусства Гуцульщины; много путешествовала по селам Западной Украины, собирая материалы по истории народного творчества, изучала и ратовала за сохранение памятников церковного зодчества Галиции. Была инициатором создания музея украинской старины «Стривигор» в Перемышле (1931). С 1938 работала художником Этнографического Музея Научного общества им. Т. Г. Шевченко во Львове, после войны — в Музее этнографии и художественного промысла Академии наук УССР (1951–1959). Выполненные ею в поездках рисунки и акварели были объединены в альбомы «Народная архитектура Западных областей Украины», «Народный костюм Западных областей УССР» (1959), «Народные обряды», «Жизнь и труд в селе».
С 1909 — экспонент выставок. Член Союза художников УССР (с 1940). Участник художественных выставок (1911, 1913), украинских художественных выставок (1945, 1947, 1949) в Киеве, выставки украинской книжной графики в Харькове (1929), современной украинской графики (1932), графики львовских художников (1940), произведений художников Львова (1944, 1946), областной художественной выставки, посвященной 700-летию Львова (1957) во Львове, графических работ художников Украины в Ленинграде и Таллине (1946), Всесоюзных художественных выставок (1946, 1947), выставки изобразительного искусства УССР, посвященной 300-летию воссоединения Украины с Россией (1954), произведений женщин-художниц (1956) в Москве, офорта в Ленинграде (1958) и других. Провела ретроспективную выставку в Киеве (1954).
Преподавала во львовском лицее (1908–1909), Государственной женской учительской семинарии в Перемышле (1909–1910), Украинском полиграфическом институте им. И. Фёдорова во Львове (1945–1951), профессор (с 1948).
В 1945 удостоена звания заслуженного деятеля искусств УССР, с 1956 — народный художник УССР, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры УССР. В 1967 (посмертно) награждена Государственной премией УССР им. Т. Г. Шевченко.
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях России и Украины, наиболее значительно — в Национальном музее им. А. Шептицкого во Львове. В 1971 в квартире художницы во Львове был открыт Художественно-мемориальный музей. Опубликована монография А. Попова «Елена Кульчицкая. Живопись, графика» (М., «Советский художник», 1983).
Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе