1758–1828
Скульптор, график.
Родился в семье «закройного мастера по конюшенной части» (шорника). В 1764 был вытребован из Гоф-Интендантской конторы, к которой был приписан по ведомству службы отца, и определен в Воспитательное училище ИАХ. С 1773 обучался в «скульптурно-статуйном» классе ИАХ сначала под руководством Н.-Ф. Жилле, с 1776 — у Ф. Г. Гордеева. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1772 и 1774 удостоен двух малых серебряных медалей, в 1773 и 1775 — больших серебряных медалей (все — за лепку), в 1775 — малой золотой медали за барельеф «Авраам приносит сына своего Исаака в жертву», в 1778 — большой золотой медали за программу барельеф «Проклятие Хама». Выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу. В 1779 за голову, изображающую «Презрение», удостоен медали Н. А. Демидова и А. Ф. Ржевской «за экспрессию».
В том же году в качестве пенсионера ИАХ отправился в Париж, по пути посетил Берлин, Гамбург и Страсбург. Совершенствовал свое мастерство в Королевской Академии живописи и скульптуры у П. Жюльена. Изучал работы современных французских портретистов — Ж.-А. Гудона, Ж.-Б. Лемуана, О. Пажу, Ж.-Б. Пигаля. Выполнял зарисовки с произведений Рафаэля, Микеланджело, Н. Пуссена, Э. Бушардона. В 1778 получил от Королевской Академии живописи и скульптуры вторую серебряную медаль за лепку с натуры. В том же году принял участие в конкурсе на Гран-при Королевской Академии, для которого выполнил по заданной программе барельеф «Воскрешение мертвого, брошенного на кости пророка Елисея», однако премии удостоен не был.
Летом 1784 возвратился в Россию. По пути посетил Берлин, где занимался лепкой в Королевской Академии художеств. В том же году за работу «Морфей», созданную в Париже, признан «назначенным» в академики и определен преподавателем скульптурного класса ИАХ. В 1785 за программу «Актеон, преследуемый собаками» удостоен звания академика. В том же году назначен на должность адьюнкт-профессора в скульптурный класс ИАХ. В 1800 удостоен звания профессора. В 1801 по поручению Совета ИАХ обучал восковой лепке воспитанников медальерного класса, в 1802 занимался с учениками класса умершего профессора М. И. Козловского. В 1803 был избран в члены Совета ИАХ. В 1819 утвержден в должности старшего профессора. Среди его учеников — С. С. Пименов, Ф. П. Толстой и другие.
Работал в области станковой, декоративной, монументальной, мемориальной скульптуры. Создал ряд портретных бюстов (И. И. Бецкого, 1788; Е. П. Барятинской, конец XVIII; А. Ф. и А. Е. Лабзиных, 1802). Принимал участие в скульптурном оформлении ансамблей Петербурга и пригородов: Строгановского дворца, дома Бецкого, Академии художеств, Павловского дворца, Таврического дворца, зданий Императорской Публичной библиотеки, Морского кадетского корпуса, Михайловского замка. Для Казанского собора создал «колоссальный» барельеф «Поклонение медному змию» на аттике западной колоннады (1804–1806), фигуру «Надежда» для иконостаса (1810). В конце 1790-х — начале 1800-х выполнил группу «Тритоны, держащие рог изобилия», статуи «Пастух Ассис» и «Волхов» для Большого каскада фонтанов в Петергофе.
Много работал по заданиям ИАХ. В конце 1790-х занимался осмотром и описями бюстов в Петергофе, в 1798–1804 — реставрацией скульптуры Гатчины, Петергофа и Павловска. В 1817 был привлечен в качестве эксперта по оценке качества и сохранности привезенных из-за границы мраморных групп для Конногвардейского манежа.
В 1960 в Государственном Русском музее прошла ретроспективная выставка произведений мастера.
Прокофьев — выдающийся русский художник эпохи классицизма, известный прежде всего как мастер рельефа и превосходный рисовальщик. Круг его художественных пристрастий был весьма обширен: в своем творчестве обращался к античности, живописи и пластике Возрождения и барокко, работам современных французских художников, при этом сохраняя верность стилистике классицизма и цельность индивидуальной манеры. Для его произведений характерны строгость форм, ясность и уравновешенность композиционного построения. В своих барельефах мастер избегал сложных ракурсов, резких движений и иллюзорной глубины, при этом его пластика поражает чувством натуры, точностью и меткостью наблюдений, жизненностью характеристик. Прокофьев редко прибегал к изощренному языку аллегорий, свойственному Козловскому и И. П. Мартосу. В его композициях нет развернутого повествования и драматического действия. Образ человека скульптор трактовал не с общественных, «гражданственных» позиций, как Козловский, а в более интимном, лирическом плане.
Несмотря на поражающую воображение творческую продуктивность и трудолюбие (список произведений мастера, составленный Н. П. Собко, насчитывает свыше четырехсот скульптурных работ), до нашего времени сохранилось сравнительно мало. Он не пренебрегал никакими видами скульптурной работы. Наряду с сериями портретных бюстов, декоративных статуй и барельефов, выполнял заказы полуремесленного характера — копии с чужих произведений, гербы и маски для фасадов, лепные орнаменты и трофеи для украшения надгробий, всевозможные работы в мелкой декоративной пластике и медальоны для перстней. Однако обилие заказов почти не оставляло скульптору времени для работы в бронзе или мраморе. Далеко не все им сделанное было даже отформовано в гипсе. Чаще всего Прокофьев использовал хрупкую терракоту. Поэтому большая часть его произведений известны нам по названиям и, отчасти, рисункам скульптора.
Творчество Прокофьева представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе