1716–1791
Скульптор, график, художник декоративно-прикладного искусства
Родился в семье столяра. Первоначальные художественные навыки получил в мастерской своего дяди — мраморщика Н. Гильома. В 1734–1745 был учеником придворного скульптора Людовика XV Ж.-Б. Лемуана и помощником в его мастерской.
В 1744 за группу «Милон Кротонский» признан Королевской Академией живописи и скульптуры в Париже «назначенным» в академики. В 1754 за ту же композицию, выполненную в мраморе, избран академиком. С 1745 регулярно выставлял свои произведения в Парижском Салоне. В 1753 принял участие в конкурсе на украшение церкви Св. Роха в Париже, в последующие десять лет создал для нее восемь скульптур, из которых сохранилось лишь «Моление о чаше», остальные были уничтожены во время Великой французской революции 1789–1791. В 1755 был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры в качестве адьюнкт-профессора.
В 1757 назначен на должность художественного руководителя и директора модельерной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры, где занимался созданием моделей мелкой пластики из бисквита (неглазурованного фарфора) по рисункам Ф. Буше и собственным рисункам. Работал как мастер декоративной скульптуры для интерьеров.
В 1765 по рекомендации Д. Дидро получил предложение от Екатерины II создать памятник Петру I. В августе 1766 заключил соответствующий контракт и осенью того же года вместе с ученицей М.-А. Колло и тремя помощниками приехал в Петербург. В декабре 1766 избран почетным вольным общником ИАХ. В 1768 работал над памятником Екатерине II (не осуществлен). Возглавлял скульптурную часть Императорского фарфорового завода в Петербурге.
В 1768–1770 выполнил модель памятника Петру Великому в натуральную величину, в 1775–1777 памятник был отлит в бронзе.
В 1782 под наблюдением Ф. Г. Гордеева памятник был торжественно открыт на Сенатской площади, однако автор из-за разногласий с Екатериной II к тому моменту уже покинул Петербург.
Уменьшенная копия «Медного всадника» получила широкое распространение, ее использовали в качестве кабинетной скульптуры, навершия часов и так далее.
С 1778 Фальконе жил в Гааге, где занимался преимущественно литературным трудом. В 1780 переехал в Париж, возобновил работу на Севрской мануфактуре. При его участии изготовлен туалетный прибор, подаренный в 1783 Марией-Антуанеттой великой княгине Марии Федоровне. В 1783 был назначен адьюнкт-ректором Королевской Академии живописи и скульптуры. В том же году из-за тяжелой болезни (паралича) вынужден был оставить службу, в последние годы жизни не работал.
Похоронен в церкви Св. Роха в Париже.
Фальконе — выдающийся европейский художник середины — второй половины XVIII столетия. В раннем творчестве следовал рокайльной традиции с присущей ей камерностью, кругом галантных тем, демонстративным легкомыслием и изяществом. С 1760-х в его произведениях органично сочетались рокайльные и классицистические тенденции. Этому в немалой степени способствовал материал, в котором работал скульптор: бисквит с матовой зернистой поверхностью ассоциировался с античными мраморами и давал возможность тонкой и детальной моделировки формы. К монументальной скульптуре обращался редко, при этом создал выдающееся произведение классицизма — памятник Петру I в Петербурге, хотя и в нем не сумел полностью преодолеть камерность привычной фарфоровой пластики.
Встречаются поздние отливки с форм мастера, выполненные в середине ХХ века.
Произведения Фальконе находятся во многих музейных собраниях России и Европы, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, парижском Лувре и других.
Открыт 243-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
06.01.2025Открыты 562-е торги аукциона ARTinvestment.RU
06.01.2025Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 2
27.12.2024Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе