1883–1968
Живописец, график, сценограф.
Происходил из крестьянской семьи. В 1901–1908 учился в Строгановском художественно-промышленном училище, затем продолжил образование в МУЖВиЗ у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. В. Иванова, С.-В. Ноаковского, К. А. Коровина, А. М. Васнецова и А. С. Степанова. Окончил курс в 1915.
С 1914 участвовал в выставках «Московский салон», с 1917 — член общества. После революции вступил в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы. В 1918 работал над праздничным оформлением Москвы к 1 Мая, выполнил оформление Трубной и Сухаревской площадей. В том же году из-за болезни поехал к родителям на Урал, где оказался отрезанным от Москвы армией Колчака. Некоторое время преподавал в Алексеевском реальном училище в Екатеринбурге, затем при отступлении армии оказался в Чите.
В 1920 переехал в Харбин. С 1920 по 1927 преподавал в студии искусств «Лотос», организованной русскими эмигрантами. В студии познакомился с начинающей художницей В. Е. Кузнецовой, ставшей впоследствии его женой. С 1928 жил в Шанхае. Основал собственную школу-студию, которую вел вплоть до 1941. В 1931 вступил в Международный Артклуб, участвовал во всех устраиваемых клубом выставках. Имел множество заказов на портреты. Работал как сценограф (в том числе совместно с Кузнецовой-Кичигиной), создал декорации и костюмы к операм А. П. Бородина «Князь Игорь», М. И. Глинки «Руслан и Людмила», А. Н. Серова «Самсон и Далила», балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды».
Каждый год вместе с женой совершал творческие поездки по Китаю, посетил Циндао, Ляошань, Цинанфу, Пекин, Кантон, Гонконг; путешествовал по Японии и Корее. Экспонировал выполненные в поездках акварельные пейзажи и натурные зарисовки на выставках в Циндао (1929), Шанхае (1928, 1930, 1938, 1946), Кантоне и Гонконге (обе — 1932), Корее (1932–1933). С 1945 преподавал в студии «Изо» при клубе советских граждан.
В 1947 возвратился в СССР. Недолгое время преподавал в художественном училище Нижнего Тагила. Вступил в Союз художников СССР. В 1948 переехал в Ярославль, до 1959 преподавал в Ярославском художественном училище. В 1954 и 1963 прошли персональные выставки произведений Кичигина в Ярославле. В 1958–1960 при содействии А. Н. Вертинского, с которым познакомился еще во время пребывания в Шанхае и Харбине, была организована совместная с Кузнецовой-Кичигиной выставка «Китай. Корея», показанная в Москве, Петрозаводске и Курске. В 1989 и 1999 состоялись ретроспективные выставки мастеров в Ярославле.
Имя Кичигина до сих пор известно лишь достаточно узкому кругу специалистов, хотя творчество художника является одной из наиболее интересных и самобытных страниц в истории так называемого «русского зарубежья». Окончив Строгановское училище, а затем МУЖВиЗ, Кичигин имел прочную базу ремесла. В 1900-х — 1910-х часто обращался к темам крестьянских праздников и гуляний, что сближает его творчество этого периода с произведениями Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина и, отчасти, С. В. Герасимова — однокурсника Кичигина по МУЖВиЗ. Его картины сочетают красочность и декоративность со строгим классическим рисунком.
В Китае индивидуальная манера почти не претерпела изменений; в отличие от своей жены, художницы Кузнецовой-Кичигиной, он не испытал сильного влияния китайского искусства, иной стала лишь тематика работ. Виды Китая, выполненные маслом и акварелью, бытовые зарисовки, портреты составляют основную часть его творческого наследия 1920-х — 1940-х. В последний период жизни, после возвращения в Россию, занимался в основном преподавательской деятельностью и почти не работал как художник.
Произведения Кичигина достаточно редки, тем не менее творчество художника представлено в ряде музейных собраний, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Рыбинский музей-заповедник, Вологодская областная картинная галерея и т. д. Наиболее значительной коллекцией работ мастера обладает Ярославский художественный музей.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе