1849–1931
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Велионский, Пий
Скульптор, живописец, график
Из крестьянской семьи. Окончил 3-ю Варшавскую гимназию. Учился в Варшавском рисовальном классе (1867–1870) у К. Хегля и Р. Хадзиевича, в мастерской скульпторов Ф. Ценглера и А. Прушинского. В 1872 на средства Общества поощрения изящных искусств в Варшаве («Захента») продолжил обучение в ИАХ у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подозерова. За период учебы получил все академические награды: в 1872 — малую серебряную медаль за лепку, в 1873 — большую серебряную медаль, в 1874 — малую серебряную медаль за эскиз композиции «Пир Валтасара» и денежную премию за эскиз композиции «Ярослав дает народу законы “Русская правда”», в 1874 — малую золотую медаль за программу «Смерть Актеона». В 1877 за программу барельеф «Венера представляет Амура на Олимпе» был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу сроком на шесть лет.
В мае 1878 отправился в Италию как пенсионер ИАХ. По пути посетил Вену, Мюнхен, Париж. Жил в Риме. Путешествовал по Франции, Германии, Италии. В 1881 за статую «Гладиатор на арене» (1880) был удостоен звания академика. После окончания срока пенсионерства (1884) оставался в Риме, но сохранял связь с Петербургом и ИАХ, периодически присылая новые произведения на академические выставки (1881, 1884, 1890, 1891). Участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882). В 1891 был награжден золотой медалью на международной художественной выставке в Берлине за скульптуры «Пляшущий раб» и «Гладиатор на арене». В 1890 за произведения, экспонированные на очередной выставке в залах ИАХ («Портрет художника А. Станкевича», 1879; эскиз памятника Яну Собесскому, 1883; «Портрет Ф. Листа», 1885; «Пляшущий раб», 1886; «Баян», 1889), был удостоен звания профессора.
Помимо станковой, работал в области монументальной скульптуры, выполнил ряд надгробий. Участвовал в конкурсе на памятник Адаму Мицкевичу в Кракове (1880–1890), помогал в строительстве памятника Богдану Хмельницкому по проекту М. О. Микешина для Киева (1888).
В 1894–1915, 1924–1931 жил в Варшаве, в 1915–1924 — на Украине. С 1897 — действительный член Общества поощрения изящных искусств в Варшаве («Захента»). Участвовал во Всемирной выставке в Париже (1900). Творческую деятельность сочетал с работой в литейной мастерской, которую основал в Варшаве в 1901. В 1904–1915 — директор Варшавской рисовальной школы, с 1906 — директор Городского музея изящных искусств. В 1920-х руководил частной школой изящных искусств им. Войцеха Герсона.
Велонский — один из наиболее значительных польских скульпторов второй половины XIX — первой трети ХХ столетия; представитель позднего академизма. Для его искусства характерна обращенная к античности тематика произведений, идеализация образов, стремление к композиционной и пластической ясности, мягкая светотеневая проработка, некоторая дробность форм.
Произведения Велонского находятся во многих музейных собраниях, среди них — Национальный музей в Варшаве, Национальный музей в Кракове, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств и другие.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
03.12.2024Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе