1877–1957
График, писатель
Происходил из московской купеческой семьи со старинными художественными традициями: многие его предки были известными мастерами прикладного искусства. С детства самостоятельно занимался рисованием. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище, на естественном отделении математического факультета Московского университета. За участие в студенческих волнениях был выслан из Москвы; в течение шести лет жил в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Систематического художественного образования не получил.
Как прозаик дебютировал в 1897; первая книга «Посолонь» была издана в 1907 году. Был близок символистам, испытал влияние А. А. Блока. Являлся одним из самых известных и плодовитых писателей в России; в 1900-х — 1910-х издал 37 книг прозы, стихов и драматургии, в которых пересказ легенд, апокрифов и фантастических снов сочетался с реставрацией языка старинных русских преданий.
Художественная деятельность Ремизова долгое время оставалась в тени литературной и воспринималась как «чудачество писателя». Создавал циклы рисунков, вдохновленные фольклором, абстрактные коллажи, карандашные наброски и полуфантастические портреты, каллиграфические тексты. В своем творчестве предвосхитил многие достижения абстрактного и сюрреалистического искусства.
Экспонировал свои работы на выставке «Треугольник-Венок-Стефанос» в Петербурге (1910) среди автографов других писателей.
В августе 1921 выехал на лечение в Берлин, в Советскую Россию не вернулся; в ноябре 1923 поселился в Париже, где продолжил заниматься литературной и художественной деятельностью. Выполнил иллюстрации к поэме Блока «Двенадцать» (1921, не изданы), к «Легенде о Тристане и Изольде» (1951). Создал графические альбомы «Последний путь из России» (1921), «Русалия» (1938), «Сны и происшествия в канун войны», «Медовый месяц войны» (1939), «Клешня из слоновой кости» (1941) и другие. Многие годы вел так называемый «Графический дневник», где в легких, лишенных нарочитой символики рисунках отражал фантазии и сны наряду с фактами жизни и историческими событиями.
При содействии художника и искусствоведа Н. В. Зарецкого, высоко ценившего рисунки Ремизова, экспонировал свои работы в берлинской галерее «Буря» (1927) наряду с произведениями П. Пикассо, И. А. Пуни, Т. Вальдена, провел персональную выставку в Народном музее в Праге (1933–1934). В 1932 выставлял свою графику в Париже на выставке автографов русских и французских писателей.
Значительной коллекцией произведений Ремизова обладает Институт русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский дом), куда по завещанию писателя поступила значительная часть его архива. Графика находится также в собраниях Колумбийского университета в Нью-Йорке, Музее Русского искусства в Монжероне.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе