1884–1962
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Антуан, Натан, Нота, Беркович, Борисович
Скульптор, живописец, график
Из семьи инженера; брат скульптора Н. Габо. Учился в Киевской художественной школе (1902–1909); самостоятельно изучал византийское искусство. В сентябре 1909 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, но был отчислен по истечении трехмесячного испытательного срока, установленного для евреев, принятых сверх трехпроцентной нормы. В начале 1910-х сблизился с группой «Бубновый валет».
В 1909–1911 жил у родителей в Брянске. В 1911 и 1913 ездил в Париж, где познакомился с А. П. Архипенко и А. Модильяни. В 1914 жил в Москве. В начале Первой мировой войны переехал в Копенгаген, затем — в Осло. Некоторое время работал вместе с братом в Осло. Прошел через увлечение кубизмом, творчеством У. Боччиони. Начал создавать абстрактные живописные и скульптурные композиции.
В марте 1917 вместе с братом вернулся в Россию; снял студию в Москве. В 1918–1921 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе. Экспонировал свои произведения на 1-й выставке картин профессионального союза художников (1918), 5-й государственной выставке картин (1918–1919) в Москве, 1-й русской художественной выставке в Берлине (1922). В 1920 вместе с Н. Габо и Г. Клуцисом участвовал в уличной выставке на Тверском бульваре и издании «Реалистического манифеста» — первого манифеста конструктивизма.
В 1923 эмигрировал; жил сначала в Берлине, с конца 1923 — в Париже. В 1930 принял французское гражданство. С 1923 работал преимущественно как скульптор; в области монументальной и станковой скульптуры. В 1926–1927 вместе с братом создал декорации к спектаклю антрепризы С. П. Дягилева «Кошка».
Выставлял свои произведения в салонах Независимых (с 1925) и Осеннем (1926). Провел выставки в парижской галерее «Персье» (1924; совместно с Н. Габо), нью-йоркской галерее «Литл ревю» (1926; вместе с Н. Габо и Т. Ван Дусбургом).
В 1920-х создал последние фигуративные произведения, в дальнейшем работал только как абстракционист. Принимал активное участие в создании объединения «Абстракция — Созидание» (1932). Создал композиции «Конструкция для аэропорта» (1934), «Развивающаяся поверхность» (1936), «Проекция в пространстве» (1938), «Динамическая конструкция» (1947), «Взлетающая птица» (1955; установлена перед зданием научно-технического центра General Motors в Детройте). За «Монумент политическому заключенному» был удостоен Гран-при на Международной выставке в Лондоне (1953). В 1930–40-х неоднократно устраивал персональные выставки в Париже, Амстердаме, Стокгольме, Лондоне, Чикаго, Нью-Йорке.
В послевоенные годы получил признание как глава конструктивистского направления в скульптуре. В 1946 вошел в комитет салона Новых реальностей, с 1953 — вице-президент салона, с 1956 — почетный президент. В 1961 награжден орденом Почетного легиона.
Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, галерее Тейт в Лондоне, Музее Гуггенхайм и Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе