1800–1879
Живописец, график
Биографические сведения немногочисленны. Родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной. Систематического художественного образования не получил. В 1823, вероятно, при содействии дочери Голицыной С. В. Строгановой Обществом поощрения художников Садовникову было заказано иллюминирование литографий. В 1830-х посещал занятия в ИАХ; пользовался советами М. Н. Воробьева. В 1838 за акварель «Вид вестибюля здания Академии художеств» был удостоен звания неклассного (свободного) художника. В том же году получил вольную.
Жил преимущественно в Петербурге. Работал в жанре городского пейзажа. Выполнял заказы Общества поощрения художников, зарисовывая виды Петербурга и окрестностей. По заказу издателя А. М. Прево зарисовал панораму Невского проспекта, впоследствии литографированную И. Ивановым (1831). С 1840-х работал по заказам Императорского двора, И. К. Вильчинского, княгини З. И. Юсуповой. Создал цикл акварелей и эскизов к изданию Album de Wilno (1844), серии акварелей «Виды Свеаборга и Гельсингфорса, снятые из сада дачи княгини З. И. Юсуповой» (1852), «Интерьеры дворца Юсуповых на Мойке» (1852–1854), «Интерьеры дачи З. И. Юсуповой в Царском Селе» (конец 1850-х), «Интерьеры особняка графики З. И. де Шово-Нарышкиной» (1859–1861).
Сын художника Сергей Васильевич Садовников (1835–1906) — архитектор.
Ретроспективная выставка рисунков и акварелей художника, приуроченная к 200-летию со дня его рождения, состоялась в Петербурге (2000).
Садовников — один из крупнейших русских акварелистов первой половины XIX века. Его творческое наследие чрезвычайно велико и насчитывает свыше тысячи листов; в них художник с топографической точностью, вместе с тем с поэтичностью запечатлел жизнь улиц и площадей Петербурга, виды и интерьеры окрестных дворцов и усадеб. Произведениям 1820–40-х присущи сочный колорит, тщательная прорисовка деталей; часто художник покрывал поверхность лаком, для придания ей блеска, и оформлял поля листа пышными орнаментальными рамами с картушами, в которые по желанию заказчика включал небольшие пейзажные композиции или изображения отдельных фигур. В 1850-х манера претерпела изменения в сторону более свободной и живописной. Особую группу в наследии мастера составляют подготовительные работы — эскизы, наброски. Мотивами таких зарисовок становились характерные городские типажи, уличные сценки, архитектурные детали, детали интерьеров. Выполненные бегло с натуры, подчас объединенные на одном листе, они отличаются чрезвычайной наблюдательностью, верно передавая атмосферу современной художнику эпохи.
Произведения Садовникова находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе