1899–1960
График, художник театра
Учился в Санкт-Петербургском университете. Участник Первой мировой войны, был ранен. После демобилизации учился в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1920) у Д. Н. Кардовского, К. С. Петрова-Водкина, В. И. Шухаева.
Жил в Петрограде (Ленинграде). В 1920-е рисовал для журнала «Огонек» и «Красной газеты». В начале 1920-х работал художником-исполнителем в оформительских мастерских Государственного Академического театра оперы и балета (бывш. Мариинский театр). Участвовал в оформлении массового зрелища в Ленинграде, посвященного 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1927).
С 1923 сотрудничал в Ленинградском Театре юного зрителя; оформил спектакли: «Таир и Зорэ» С. Я. Маршака и Е. И. Васильевой (1923), «Приключения Тома Сойера» (1924), «Принц и нищий» (1928) по одноименным романам М. Твена; «Тиль Уленшпигель» по роману Ш. де Костера (1926, совместно с С. В. Бейером), «Разбойники» Ф. Шиллера (1927) и «4 000 000 авторов» А. Я. Бруштейн и Б. В. Зона (1929–1930), «Земная птичка» К. Гоцци (1935).
После раскола театра (1934) работал в Государственном театре «Новый ТЮЗ» Б. В. Зона. Выполнил эскизы костюмов и декораций к постановкам: «Музыкальная команда» (1936) и «Большевик» (1940) Д. Дэля; «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1938), «Двадцать лет спустя» М. А. Светлова (1941). В годы блокады Ленинграда вместе с театром находился в эвакуации в Анжеро-Судженске (1941–1942) и Новосибирске (1943–1944).
В 1948–1958 — главный художник Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Оформил спектакли: «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (1951), «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского (1953), «Не все коту масленица» А. Н. Островского (1954), «Дон Хиль — Зеленые штаны» Тирсо де Молины (1955), «В поисках счастья» по рассказам О`Генри (1956), «Счастливые нищие» К. Гоцци (1958).
Сотрудничал также в других ленинградских театрах: Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина («Женитьба» Н. В. Гоголя, 1934; «Мольба о жизни» Ж. Деваля, 1935; «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина, 1943), Ленинградском академическом малом оперном театре («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1939; «Черевички» П. И. Чайковского, 1940), Театре музыкальной комедии («Верный друг» В. П. Соловьева-Седого, 1945; «Табачный капитан» А. А. Эйхенвальда, 1951), Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1946), Театре комедии («Волки и овцы» А. Н. Островского, 1951). Работал для Театра юного зрителя в Архангельске («Красная шапочка» Е. Л. Шварца, 1937), Республиканского драматического театра в Петрозаводске («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1940).
Рисовал театральные афиши и пригласительные билеты. Выполнял иллюстрации для издательств Ленинграда: «Медный всадник» А. С. Пушкина (1949), «Мадемуазель де Бель-Иль» А. Дюма (1958), сборник «Русский водевиль» (1959), «Жалобная книга» А. П. Чехова (1960, 1967).
Занимался станковой графикой (акварель, гуашь, тушь); автор серии рисунков «Ленинград в 1941 году» (1942–1943; «Разрушенный от фашистской бомбежки дом в Ленинграде», «Пожар Сената», «На крыше. Пожар Бадаевских складов», «Брешь от бомбы»), станковых работ: «Маршрут с углем» (1943), «Танки идут на фронт» (1945); цикла сатирических рисунков «Черное и белое» (1948).
С 1927 — участник выставок (Выставка театрально-декорационного искусства (1917–1927) в Ленинграде). Член ЛОССХ (ЛССХ — ЛОСХ). Участвовал в выставках: «Художники советского театра за 17 лет» (1935) в Москве и Ленинграде; произведений ленинградских художников театра (1941, 1954), произведений ленинградских художников (1947, 1948, 1956, 1958, 1959, 1960, 1961) в Ленинграде; «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» (1942), «Сибирь — фронту» (1944) в Новосибирске; работ театральных художников Ленинграда (1952), Всесоюзных художественных выставках (1954, 1955, 1957, 1961), произведений художников театра и кино Ленинграда (1956), Выставке к 1-му Всесоюзному съезду советских художников (1957), Республиканской художественной выставке «Советская Россия» (1960) в Москве. Провел персональные выставки в Ленинграде (1954, 1956, 1959).
Преподавал в художественных студиях Ленинграда. Заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1956). Автор воспоминаний: «Когда художнику шестьдесят, порою хочется поразмыслить о пережитом, увиденном, перечувствованном и, взявшись за перо, рассказать об этом вам, зрителям» (Л.-М., 1964), «Санкт-Петербург 1910-х годов: прогулки в прошлое» (СПб., 2005).
Творчество представлено в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Источники:
Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн
25.04.2024Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса
24.04.2024Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех»
23.04.2024Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер
22.04.2024Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта
19.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
Икона «Святой великомученик и целитель Пантелеимон, с 14 клеймами жития». Вторая половина XIX века (106 × 78,5 × 4,3 см)
сделать ставкуЗАБОРОВ Борис Абрамович (1937–2021) [Автопортрет с моделью]. 1992 (129 × 170 см)
сделать ставкуКАПУСТИН Григорий Иванович (1865–1925) Крымский берег. Первая четверть XX века (49 × 71 см)
сделать ставку