1901–1988
Живописец, график, сценограф
Родился в семье потомственных художников. Сын живописца, акварелиста, сценографа, историка искусства А. Н. Бенуа, внук архитектора Н. Л. Бенуа, правнук архитектора А. К. Кавоса, племянник архитектора Л. Н. Бенуа и акварелиста Альб. Н. Бенуа, двоюродный брат художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой.
Первоначальные художественные навыки получил под руководством отца и О. К. Аллегри в Петербурге. В 1913–1918 занимался в Новой художественной мастерской у В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева. В конце 1910-х — начале 1920-х учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ — Петроградских государственных свободных мастерских — ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе у Д. Н. Кардовского, М. В. Матюшина, В. Е. Татлина и других. Еще во время учебы помогал отцу в работе над целым рядом сценических постановок для Мариинского театра. В 1923 вместе с сыном Б. М. Кустодиева создал роспись потолка в петроградском кабаре «Ягодка». В 1922 и 1924 участвовал в выставках «Мира искусства».
В 1920 поступил на службу в Госактеатры помощником главного декоратора. Под руководством Аллегри исполнял декорации по эскизам А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, В. А. Щуко, Кустодиева. После эмиграции Аллегри в Италию стал, при содействии Максима Горького, главным художником Госактеатров. Оформил спектакли «Северные богатыри» Г. Ибсена, «Юлий Цезарь» и «Венецианский купец» У. Шекспира, «Царевич Алексей» Д. С. Мережковского для Большого драматического театра, балет «Времена года» А. К. Глазунова для Государственного академического театра оперы и балета, оперетту «Дочь Сильвы» И. Кальмана и «О чем мечтают девушки» Феона для Театра музыкальной комедии.
В 1924 выехал в Париж по приглашению Национальной оперы. Сотрудничал в театре «Фемина» и театре-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», где оформил ревю I Miss my swiss и Amour et Hierarchie («Любовь по чинам»). В 1926 работал над балетными постановками Иды Рубинштейн в Париже.
С 1925 жил в Италии. В 1926 в сотрудничестве с режиссером А. А. Саниным оформил оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов» для театра Ла Скала в Милане. В том же году посетил Максима Горького на острове Капри. В начале 1930-х стал главным художником Королевской оперы в Риме. Одновременно сотрудничал с другими крупными театрами — Берлинской оперой («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), театром Колон в Буэнос-Айресе («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова).
В 1936 стал директором постановочной части театра Ла Скала в Милане, занимал эту должность 35 лет. Создал декорации и костюмы ко многим операм, наиболее известны его работы к спектаклям «Мария Египетская» О. Респиги (1936), «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Богема» Дж. Пуччини (обе — 1949), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (1950), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1956), «Анна Болейн» (1956) и «Мария Стюарт» (1959) Г. Доницетти, «Отелло» (1959), «Риголетто» (1961), «Аида» (1962), «Симон и Боканегра» (1965) Дж. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1960), «Атлантида» М. де Фалья (1962).
В 1940-х — 1950-х оформил ряд спектаклей вместе с отцом, приезжавшим в Милан. Всего принял участие в оформлении около 300 постановок. В 1956 в Москве прошла выставка декораций и костюмов Николая Бенуа к операм Мусоргского. В 1964 его работы экспонировались в Большом театре на выставке театральной живописи Музея театра Ла Скала. По приглашению Большого театра оформил постановки оперы Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь» (1965) и Верди «Бал-маскарад» (1978).
В 1975 стал первым лауреатом премии «Золотого Биббиена», учрежденной за заслуги в области сценографии.
Николай Бенуа — выдающийся театральный декоратор, в своем творчестве развивал мирискуснические традиции сценографии. Он имел репутацию мастера изысканных сочетаний историзма и личной фантазии, создавал эффектные сценические иллюзии, очень тонко связанные с музыкой.
Произведения Бенуа находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Музее театра Ла Скала и других.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Литература: Дирк Болл. Искусство и его рынок
06.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
03.12.2024Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе