«Кружево напоказ» в Музее ДПИ
26 марта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка, повествующая об истории, символике, технологиях и видах кружева с XVIII века до наших дней
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства 26 марта открывается выставка «Кружево напоказ» об истории, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века до наших дней.
«Напоказ» — вызывающе дорого и помпезно — таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид декоративно-прикладного искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов.
«Напоказ» — откровенно, на пределе чувственности — в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX — XX вв.
«Напоказ» — это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти- или шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве «светлого пути».
Наконец, «на показ» — в контексте высокой моды второй половины ХХ века, с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием массового потребителя.
В экспозиции собраны более 300 произведений, созданных в России и Западной Европе в XVIII — XXI вв., от первых образцов металлического кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе «готического шика» и экспериментальных проектов современных дизайнеров.
Экспонаты из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Московского музея-усадьбы «Останкино», «Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени» соседствуют с экспонатами из галереи «Три века» и частных коллекций, а также из «Alexandre Vassiliev foundation», предоставившего около тридцати редчайших образцов кружева, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.
Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С.А. Давыдовой, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matineé) XIX века — женская утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой — единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960–80-х годов и многое другое. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века — разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы. За каждым из экспонатов открывается не просто история бытования отдельного предмета, но и история целой эпохи.
Более ста предметов из запасников представит ВМДПНИ. Центральное место среди них занимают кружевные панно 1930–60-х годов с социально-политическими сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов «идеологизированного» кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни — организации колхозов, развитию промышленности, освоению космоса.
Помимо многочисленных примеров кружева, на выставке будут представлены картины XVIII — XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника, отражающие символизм и использование кружева в разные периоды российской и зарубежной истории.
Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи: женские образы в кружевах запечатлены на полотнах К. П. Брюллова, Н. И. Аргунова, В. Г. Худякова, Н. Н. Ге, Г. С. Седова, Ю. И. Пименова. Здесь же знаменитые «Испанка в белом» Н. С. Гончаровой и «Кружевница» В. А. Тропинина.
Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели самые известные журналы мод 150 лет назад — к примеру, цветные литографические «вклейки» из журналов «Bazar» 1885–1889 годов с моделями для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.
В завершении экспозиции зрители увидят радикальные объекты Ольги Берг, бунтарский дух которых переворачивает представление о возможностях старинной технологии коклюшечного кружева.
Выставка условно разделена на семь тематических блоков:
- появление кружева,
- возникновение ремесла,
- триумф кружева — мода XIX века,
- будуар,
- кружево в СССР в 1930–50-х,
- кружево в домах моделей и советском дизайне 1960–70-х,
- спецпроекты о современном дизайне, моде и экспериментальные проекты.
Источник: vmdpni.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160323_kruzhevo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160323_kruzhevo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.