«Жоан Миро: Книга художника» в ГМИИ имени А. С. Пушкина
В честь открытия перекрестного года Испании и России в ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка «Книга художника. Графика Жоана Миро к поэме Рафаэля Альберти, Антони Тапиеса к стихам Иосифа Бродского. Из собрания Бориса Фридмана»
В честь открытия перекрестного года Испании и России в Главном здании ГМИИ имени А. С. Пушкина, на первом этаже, открыта выставка «Книга художника. Графика Жоана Миро к поэме Рафаэля Альберти, Антони Тапиеса к стихам Иосифа Бродского. Из собрания Бориса Фридмана».
Создание произведений в жанре livre d’artiste — издания с оригинальными графическими работами живописцев, скульпторов, архитекторов — явилось своеобразной площадкой для совместного творчества испанских и русских деятелей искусства и литературы.
Livre d’artiste как самостоятельное направление в искусстве сформировалось в начале ХХ века, когда французский торговец произведениями искусства Амбруаз Воллар стал издавать литературные тексты с оригинальной печатной графикой художников, которые сотрудничали с ним.
Ярким примером совместного творчества художника и поэта являются представленные в этой экспозиции два издания livre d’artiste из собрания Бориса Фридмана.
Это абстракции Жоана Миро, созданные к поэме испанского поэта и драматурга Рафаэля Альберти, и графические листы Антони Тапиеса к стихам русского поэта Иосифа Бродского. Всего на выставке показано 19 уникальных работ, выполненных мастерами XX века.
Поэт и драматург Рафаэль Альберти (1902–1999) предложил знаменитому соотечественнику Жоану Миро (1893–1983) работу над совместным проектом — изданием livre d’artiste в 1971 году. На протяжении двух лет они обсуждали детали будущей книги «Диковины с вариациями: акростихи в саду Миро». Специально для этого уникального издания Рафаэль Альберти написал стихи, а Жоан Миро создал 22 цветные литографии, семь из которых — двойного формата. Еще одна литография была изготовлена художником для оформления коробки, в которой размещена книга. В экспозиции, представленной на специальном пилоне, можно увидеть девять листов книги Миро — Альберти, из них шесть — цветные литографии, а три — страницы с текстом.
На другом пилоне показаны литографии художника-минималиста Антони Тапиеса (1923–2012) к «Римским элегиям» Иосифа Бродского (1940–1996). Испанский мастер обратился к стихам русского поэта через 12 лет после их публикации в 1993 году. Его графические листы являются продолжением рукописного текста элегий, отпечатанного литографским способом в темно-коричневых тонах. Сами литографии художник выполнил оригинальным способом: он нанес краску пальцами на камень. Листы со стихами Иосифа Бродского на русском языке расширяют изобразительное пространство книги, являясь естественным продолжением самих иллюстраций. На выставке представлено 12 работ Антони Тапиеса. Из них девять литографий и три рукописных текста.
Выставка «Книга художника. Графика Жоана Миро к поэме Рафаэля Альберти, Антони Тапиеса к стихам Иосифа Бродского. Из собрания Бориса Фридмана» позволяют зрителю не только продолжить знакомство с livre d’artiste, но и открыть для себя новые страницы испанской и русской культуры.
Источник: artsmuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150429_miro.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150429_miro.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.