Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения
Монографическая выставка в Государственной Третьяковской галерее демонстрирует многообразие творческих интересов Федотова и тем самым позволяет зрителям понять, что его искусство выходит далеко за границы иронии, сатиры и критического реализма
В Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском открыта выставка «Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения».
Павел Андреевич Федотов (1815–1852) — живописец и рисовальщик, один из наиболее любимых русских художников, автор хрестоматийно известных картин. Федотова называли «русским Хогартом» и «Гоголем в красках». Он изображал «человеческую комедию» русского общества 1840-х годов в широком разнообразии «типов» и «положений». Задача крупнейшей выставки сезона в Третьяковской галерее — дать наиболее полное представление о наследии Федотова и познакомить зрителя с его личностью и судьбой.
1830–40-е годы — время творческого становления художника. Оно пришлось на период, когда русское искусство обратилось к широкой демократической аудитории, когда в обществе возрастал интерес к бытовому жанру и все большую активность демонстрировала сатирическая журнальная графика.
Федотов видел себя продолжателем традиции нравоописательного искусства англичан У. Хогарта и Д. Уилки, французских рисовальщиков П. Гаварни и Ж. Гранвиля. В характере изображения деталей и тонкости живописной отделки художник ориентировался на малых голландцев.
Третьяковская галерея хранит наиболее значимые, ключевые произведения Федотова. В свое время П. М. Третьякову удалось приобрести уникальную серию сепий с развернутыми сюжетными сценами, один из вариантов картины «Вдовушка», а также ряд рисунков.
Впоследствии в собрание галереи вошли произведения из коллекций К. Т. Солдатёнкова, Ф. И. Прянишникова и других. Если живописные полотна художника (такие как «Сватовство майора» или «Завтрак аристократа») украшают постоянную экспозицию музея, то графические работы экспонируются очень редко.
Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного московским корням Федотова. Здесь представлены немногочисленные портреты его родных и акварели с видами Москвы. Впервые на выставке демонстрируется цикл рисунков из собрания Государственного Русского музея, в юмористическом тоне повествующий о рождении «гениального живописца» — так их автор иронизировал по поводу своей судьбы, не предвещавшей художественного поприща.
Десять лет жизни Федотова было отдано военной службе; окончив с отличием Московский кадетский корпус, куда его десятилетнего определил отец, он поступил в привилегированный лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге.
Время от времени Федотов посещал вечерние Рисовальные классы Императорской Академии художеств и вскоре стал знаменит в своем кругу как полковой художник, рисовавший лучше всех сослуживцев. Оставив в 1844 году службу, Федотов посвятил себя искусству, в котором он видел средство преподавания обществу нравственных уроков.
В центральном разделе выставки представлены главные жанровые произведения Федотова: серия сепий, четыре картины и сюжетные акварели «нравственно-критического рода». Они привнесли в русскую живопись бытовой жанр с острой фабулой, развитой драматургией.
Пространство картин построено по театральным законам, действия героев словно подчинены воле художника-режиссера. Построение выставки акцентирует этот характер федотовских композиций: действие картин «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» и «Завтрак аристократа» протекает в единой зоне, напоминающей сценическую «коробку».
Знаменитое произведение «Вдовушка» обозначило поворот в творчестве художника от сюжетной занимательности к передаче внутреннего состояния и настроения персонажей. Его замысел был подсказан частной житейской историей — вдовством сестры Федотова. Однако работа над полотном обернулась поиском новой образности, метафорического, а не повествовательного решения темы. В экспозиции представлены три варианта картины, в которых художник варьирует колорит, меняет типаж героини и отдельные детали, уходит от жанрового характера сцены, создает грустную элегию.
Поздние работы художника свидетельствуют о нарастающем беспокойстве и болезненности его душевного состояния, приведшим к ранней кончине. В этих произведениях художник отказывается от развитого действия, живопись психологизируется, передает тревогу и смятение.
Так, в рисунках к полотну «Игроки» заметно меняется характер линии и штриха. В живописи картины «Анкор, еще анкор!» подчеркивается роль светотени и цвета. Упрощаются контуры, лаконичнее становятся формы, лихорадочней штриховка и работа кистью, художественный образ рождается из цветовой экспрессии и тревожной атмосферы, пронизывающей полотно.
В отдельной части экспозиции представлены портреты кисти Федотова, считающиеся кульминацией в развитии русского интимного портрета. В них автор ставил своей целью запечатлеть искренний, откровенный камерный образ.
Монографическая выставка демонстрирует многообразие творческих интересов Федотова и тем самым позволяет зрителям понять, что его искусство выходит далеко за границы иронии, сатиры и критического реализма.
Источник: tretyakovgallery.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150226_fedotov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150226_fedotov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.